Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет новую серию регулярных информационно-аналитических материалов на основе специализированных обследований по изучению трендов, направлений и факторов развития и распространения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в России и мире.
Первый выпуск основан на результатах сплошного обследования 1100 вузов и их филиалов, проведенного в 2023 г. в целях выявления масштабов и условий обучения технологиям ИИ в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
Исследование реализуется в рамках мероприятия «Мониторинг создания и результатов применения технологий искусственного интеллекта в целях оценки уровня внедрения указанных технологий в отраслях экономики и социальной сферы» федерального проекта «Искусственный интеллект» при поддержке Минэкономразвития России.
Подготовка высококвалифицированных кадров в области искусственного интеллекта реализуется в рамках двух треков: образовательных программ по профилю ИИ, разработанных или актуализированных в соответствии с моделью компетенций в сфере ИИ, и программ иных профилей, содержащих модуль «Системы искусственного интеллекта». Студенты программ по профилю ИИ осваивают навыки разработки методов и инструментов для технологий ИИ, обучаются их профессиональному использованию на продвинутом уровне. Студенты программ, содержащих модуль по ИИ, учатся применять ИИ в своей области компетенций с учетом направления подготовки (специальности) и будущей сферы деятельности.
На 1 октября 2023 г. численность выпускников по профилю ИИ составила 3,8 тыс. человек − всего 0,7% от общего выпуска бакалавриата, специалитета и магистратуры (рис. 1). Однако численность принятых по указанным программам в том же году достигла 20,7 тыс. человек, а их доля в общем приеме — 2,5%. Численность обучающихся была лишь вдвое больше приема — 42,3 тыс. человек, или 1,4% от общей численности студентов.
Разрыв между показателями приема, численности обучающихся и выпуска связан с тем, что за последние несколько лет прием по профилю ИИ кратно увеличился и студенты еще не успели завершить обучение. Это означает, что в среднесрочной перспективе возможен существенный рост выпуска молодых специалистов по профилю ИИ. Принимая во внимание коэффициент завершения обучения (72%), выпуск бакалавров через четыре года можно ожидать на уровне 8,7 тыс. человек, а выпуск магистров через два года — на уровне 6 тыс. человек. Бóльшая часть (70,1%) студентов программ по профилю ИИ обучаются по специальностям и направлениям подготовки в области «инженерное дело, технологии и технические науки»; примерно четверть (27,3%) приходится на математические и естественные науки; 1,4% − на науки об обществе; на остальные области образования — всего 1,2% указанной группы обучающихся (рис. 2).
Доля инженерного дела, технологий и технических наук в структуре приема значительно выше, чем в структуре выпуска, а доля математических и естественных наук, напротив, ниже, что свидетельствует о более интенсивном наращивании объемов подготовки по профилю ИИ в сфере инженерного дела, технологий и технических наук. Программы по профилю ИИ представлены только в отдельных укрупненных группах специальностей и направлений подготовки, спектр которых постепенно расширяется.
В гораздо более широких масштабах, чем в рамках программ по профилю ИИ, ведется подготовка кадров по программам, содержащим модуль по ИИ. Выпуск по ним в 2023 г. составил 64,6 тыс. человек (рис. 3). Столь высокий результат обусловлен ориентированностью указанного модуля на массовое внедрение в образовательные программы. Так, согласно Национальной стратегии развития ИИ, соответствующие модули предполагается включить во все образовательные программы высшего образования.
В 2023 г. почти каждый третий принятый на обучение и примерно каждый четвертый студент бакалавриата, специалитета и магистратуры изучал или собирался изучать дисциплины названного модуля (среди выпускников — один из десяти).
В структуре приема, численности обучающихся и выпуска по программам, включающим модуль по ИИ, половина приходится на инженерное дело, технологии и технические науки, довольно широко представлены науки об обществе (рис. 4), при этом их доля в приеме на 6 п. п. выше, чем в выпуске.
Численность прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки) по профилю ИИ за 2022 г. составила 24,4 тыс. человек, большинство из них (76%) обучались за счет бюджетных ассигнований. Для 53% из 21,6 тыс. слушателей программ, содержащих модуль по ИИ, финансирование обучения осуществлялось из собственных средств вузов. В структуре обученных по программам по профилю ИИ доминируют работники образовательных организаций (81%), каждый десятый является работником предприятия, 8% приходится на студентов вузов, еще 2% — на слушателей других категорий (рис. 5). Среди обученных по программам, содержащим модуль по ИИ, доля представителей образовательных организаций почти вдвое меньше (42%), тем не менее их большинство. Работники предприятий и студенты вузов обучались по программам с модулем по ИИ заметно чаще, чем по профилю ИИ.
В вузовском секторе дополнительное профессиональное образование в области ИИ пока развивается медленно. Бóльшая часть обученных по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки приходится на работников образовательных организаций. С одной стороны, полученные данные могут указывать на недостаточный интерес работников производственного сектора к освоению технологий ИИ, что может затруднить внедрение ИИ в различных отраслях экономики. С другой стороны, следует иметь в виду, что сегодня навыки работы с ИИ можно получить не только в вузах, но и на других образовательных площадках, в том числе онлайн-платформах. Кроме того, преобладание в структуре обученных представителей сферы образования позволяет надеяться на повышение качества подготовки по ИИ в образовательных организациях.
См. также: