• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследования будущего

Исследования будущего  — это междисциплинарная область знания по изучению и проектированию жизнеспособных моделей будущего на основе научного прогнозирования и Форсайта.

В отличие от традиционной футурологии исследования будущего ориентированы не только на формирование образов будущего, но и на выработку шагов по их воплощению.

Форсайт, наиболее актуальный метод исследований будущего, опирается на привлечение экспертного знания и способствует установлению неформальных связей между участниками в процессе взаимодействия. Организация экспертных площадок, на которых ученые и бизнесмены, преподаватели вузов и чиновники, специалисты смежных областей могут систематически обсуждать общие проблемы, рассматривается как одно из главных преимуществ Форсайта.

В Форсайте применяются комбинации методов в зависимости от целей и задач, стоящих перед исследователями. Методы экспертных панелей, Дельфи (опросы экспертов в два этапа), SWOT-анализа, мозгового штурма, построения сценариев, технологических дорожных карт, деревьев релевантности, анализа взаимного влияния и больших данных и множество других позволяют создавать альтернативные сценарии развития, с учетом не только возможных или желательных событий, но и так называемых диких карт — маловероятных событий, которые потенциально могут оказать значительное влияние на будущее исследуемой сферы.

Первой попыткой научного прогнозирования перспективных направлений развития науки и технологий считаются аналитические исследования корпорации RAND (США) в 50-х годах прошлого века. Уже через десятилетие на Западе появились образовательные программы в области исследований будущего.  

В России долгосрочным прогнозированием научно-технологического развития стали комплексно заниматься с 90-х годов прошлого века. Первый международный научно-образовательный Форсайт-центр на базе Высшей школы экономики работает с 2006 г.

Основная задача образовательных инициатив в области исследований будущего заключается в повышении грамотности в вопросах будущего, развитии способностей к творческому, стратегическому и критическому мышлению, обучении навыкам предвидения потенциальных опасностей и разработки упреждающих мер по предотвращению либо замедлению негативных тенденций.