Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Исследования будущего — это междисциплинарная область знания, сфокусированного на изучении и проектировании жизнеспособных образов будущего на основе методов научного прогнозирования и форсайта.
В отличие от традиционной футурологии исследования будущего ориентированы не только на формирование образов будущего, но и на выработку шагов по их воплощению.
Форсайт - это наиболее актуальный метод исследований будущего, который опирается на предвидение и планирование с привлечением экспертного знания и сетевое взаимодействие путем установления неформальных связей между участниками в процессе групповой работы. Организация экспертных площадок, на которых ученые и бизнесмены, преподаватели вузов и чиновники, специалисты смежных областей могут систематически обсуждать общие проблемы, рассматривается как одно из главных преимуществ форсайта.
В форсайте применяются разные комбинации методов в зависимости от целей и задач, стоящих перед исследователями. Методы экспертных панелей, Дельфи (опросы экспертов в два этапа), SWOT-анализа, мозгового штурма, построения сценариев, технологических дорожных карт, деревьев релевантности, анализа взаимного влияния или больших данных и множество других позволяют создавать альтернативные сценарии развития с учетом не только возможных или желательных событий, но и так называемых "диких карт" — маловероятных событий, которые потенциально могут оказать значительное влияние на будущее исследуемой сферы.
Первой попыткой научного прогнозирования перспективных направлений развития науки и технологий считаются аналитические исследования корпорации RAND (США) в 50-х годах прошлого века. Уже через десятилетие на Западе появились образовательные программы в области исследований будущего.
В России долгосрочным прогнозированием научно-технологического развития стали комплексно заниматься с 90-х годов прошлого века. Первый международный научно-образовательный Форсайт-центр на базе Высшей школы экономики работает с 2006 г.
Основная задача образовательной инициативы кафедры исследований будущего заключается в повышении грамотности в вопросах будущего, развитии способностей к творческому, стратегическому и критическому мышлению, обучении навыкам предвидения потенциальных опасностей и разработки упреждающих мер по предотвращению либо замедлению негативных тенденций.