• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Форсайт: методы и практики

Гохберг Л. М., Веселитская Н. Н., Вишневский К. О. и др.

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.

Книга
Prospectiva para Ciencia, Tecnologia e Inovacao

Miles I., Saritas O., Sokolov A.

Rio de Janeiro: EDITORA FIOCRUZ, 2021.

Как цифровые технологии влияют на благополучие человека?

Представляем научный дайджест «Цифровые технологии и общество: влияние на благополучие и качество жизни человека», подготовленный сотрудниками Центра исследований цифровой экономики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Ольгой Демидкиной и Константином Вишневским, в рамках деятельности НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

Как цифровые технологии влияют на благополучие человека?

© iStock

Представляем научный дайджест «Цифровые технологии и общество: влияние на благополучие и качество жизни человека», подготовленный сотрудниками Центра исследований цифровой экономики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Ольгой Демидкиной и Константином Вишневским, в рамках деятельности НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

Методология: На основе подходов, реализованных ОЭСР в исследовании How’s Life in the Digital Age, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ разработал Индекс условий цифрового благополучия. Он позволяет сравнить сформированные в России условия для использования возможностей цифровизации с усредненными показателями по ОЭСР в пяти сферах, значимых для оценки качества жизни (доступ к ИКТ, образование, занятость, доступность услуг и социализация).
  • По уровню доступа к ИКТ Россия немного отстает от среднего показателя ОЭСР (87%): 80% домохозяйств страны подключены к интернету (82,8% городских и 71,6% расположенных в сельской местности).
  • Владение цифровыми навыками на уровне «базового» и «выше базового» демонстрируют 38,2% россиян. В странах ЕС 54% жителей в возрасте от 16 до 74 лет обладают хотя бы базовыми цифровыми навыками. Доля специалистов, занятых в секторе ИКТ, пока сравнительно невелика как в России, так и в ОЭСР: 1,8% против 3,4%. Более половины населения России оценивают уровень своих цифровых навыков как «низкий», либо вообще не используют возможности ИКТ.
  • Это приводит к увеличению цифрового разрыва и, как следствие, к усилению социальной стратификации, которая выражается в «отсечении» части общества от благ, получаемых при условии наличия доступа к цифровым технологиям и умения пользоваться ими (например, услуг электронного правительства, услуг здравоохранения, онлайн-шопинга), возможностей личностной и профессиональной самореализации.
  • Так, абсолютное большинство россиян, обращающихся за госуслугами, делают это в онлайн-формате (90%). По уровню активности в соцсетях Россия незначительно уступает среднему показателю стран ОЭСР (64% против 70%). В электронной торговле участвуют 40% россиян, что ниже среднего показателя ОЭСР (более 60%). Информацию о здоровье в сети запрашивают 32,9% россиян (по сравнению с 58,6% жителей ОЭСР). Возможности поиска работы онлайн используют 6,4% россиян (против 19,3% в странах ОЭСР). Россия отстает от стран ОЭСР и по доле населения, работающего удаленно: даже в пиковый период локдауна в 2020 г. в онлайн-формате, по данным Минтруда России, работали не более 11% (25% в странах ОЭСР).
  • Риск усиления цифрового разрыва может быть в значительной степени нивелирован с помощью обучения в онлайн-формате, который пока сильнее распространен в странах ОЭСР, чем в России (17,6% против 8,2%).

Резюме: Условия для получения «дивидендов» цифровизации в России в целом сопоставимы с теми, которые создаются в странах ОЭСР, незначительно уступая по ряду параметров. Вместе с тем возможности, предоставляемые цифровизацией для повышения качества жизни, могут быть расширены, а риски снижены за счет расширения доступа населения к ИКТ (в особенности мобильного ШПД), а также повышения цифровой грамотности и развития цифровых навыков населения. Наибольший потенциал для улучшения имеют индикаторы разрыва в цифровых навыках населения и недостаточное (в сравнении с жителями стран ОЭСР) использование возможностей интернета для дистанционного обучения и занятости.

Читать дайджест

См. другие выпуски дайджеста НЦМУ, подготовленные ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: