• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Будущее мировой науки

Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Статья
Developing foresight that impacts senior management decisions

Jonathan Calof, Colton B.

Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.

Как цифровые технологии влияют на благополучие человека?

Представляем научный дайджест «Цифровые технологии и общество: влияние на благополучие и качество жизни человека», подготовленный сотрудниками Центра исследований цифровой экономики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Ольгой Демидкиной и Константином Вишневским, в рамках деятельности НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

Как цифровые технологии влияют на благополучие человека?

© iStock

Представляем научный дайджест «Цифровые технологии и общество: влияние на благополучие и качество жизни человека», подготовленный сотрудниками Центра исследований цифровой экономики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Ольгой Демидкиной и Константином Вишневским, в рамках деятельности НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

Методология: На основе подходов, реализованных ОЭСР в исследовании How’s Life in the Digital Age, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ разработал Индекс условий цифрового благополучия. Он позволяет сравнить сформированные в России условия для использования возможностей цифровизации с усредненными показателями по ОЭСР в пяти сферах, значимых для оценки качества жизни (доступ к ИКТ, образование, занятость, доступность услуг и социализация).
  • По уровню доступа к ИКТ Россия немного отстает от среднего показателя ОЭСР (87%): 80% домохозяйств страны подключены к интернету (82,8% городских и 71,6% расположенных в сельской местности).
  • Владение цифровыми навыками на уровне «базового» и «выше базового» демонстрируют 38,2% россиян. В странах ЕС 54% жителей в возрасте от 16 до 74 лет обладают хотя бы базовыми цифровыми навыками. Доля специалистов, занятых в секторе ИКТ, пока сравнительно невелика как в России, так и в ОЭСР: 1,8% против 3,4%. Более половины населения России оценивают уровень своих цифровых навыков как «низкий», либо вообще не используют возможности ИКТ.
  • Это приводит к увеличению цифрового разрыва и, как следствие, к усилению социальной стратификации, которая выражается в «отсечении» части общества от благ, получаемых при условии наличия доступа к цифровым технологиям и умения пользоваться ими (например, услуг электронного правительства, услуг здравоохранения, онлайн-шопинга), возможностей личностной и профессиональной самореализации.
  • Так, абсолютное большинство россиян, обращающихся за госуслугами, делают это в онлайн-формате (90%). По уровню активности в соцсетях Россия незначительно уступает среднему показателю стран ОЭСР (64% против 70%). В электронной торговле участвуют 40% россиян, что ниже среднего показателя ОЭСР (более 60%). Информацию о здоровье в сети запрашивают 32,9% россиян (по сравнению с 58,6% жителей ОЭСР). Возможности поиска работы онлайн используют 6,4% россиян (против 19,3% в странах ОЭСР). Россия отстает от стран ОЭСР и по доле населения, работающего удаленно: даже в пиковый период локдауна в 2020 г. в онлайн-формате, по данным Минтруда России, работали не более 11% (25% в странах ОЭСР).
  • Риск усиления цифрового разрыва может быть в значительной степени нивелирован с помощью обучения в онлайн-формате, который пока сильнее распространен в странах ОЭСР, чем в России (17,6% против 8,2%).

Резюме: Условия для получения «дивидендов» цифровизации в России в целом сопоставимы с теми, которые создаются в странах ОЭСР, незначительно уступая по ряду параметров. Вместе с тем возможности, предоставляемые цифровизацией для повышения качества жизни, могут быть расширены, а риски снижены за счет расширения доступа населения к ИКТ (в особенности мобильного ШПД), а также повышения цифровой грамотности и развития цифровых навыков населения. Наибольший потенциал для улучшения имеют индикаторы разрыва в цифровых навыках населения и недостаточное (в сравнении с жителями стран ОЭСР) использование возможностей интернета для дистанционного обучения и занятости.

Читать дайджест

См. другие выпуски дайджеста НЦМУ, подготовленные ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: