Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
В последнее десятилетие власти страны предпринимают значительные усилия по созданию условий для равномерного вовлечения граждан в цифровую среду и расширению возможностей использования интернета и цифровых технологий. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует на основе данных Росстата за 2021 год региональные различия в степени цифровизации домохозяйств и уровне цифровых навыков населения.
По мере развития цифровой инфраструктуры в России заметно выросла доля домохозяйств, подключенных к глобальной Сети, — сегодня она достигает 84%. В ряде субъектов РФ этот показатель ниже, например, интернет отсутствует в каждом пятом домохозяйстве в Новгородской и Орловской областях, республиках Марий Эл и Мордовия (табл. 1).
Региональные различия проявляются и по доминирующему типу подключения домашних хозяйств. Несмотря на преобладание фиксированного широкополосного доступа1 в целом по стране, в некоторых субъектах РФ более половины домохозяйств имеют в своем распоряжении только мобильную точку широкополосного доступа (например, через сим-карту мобильного оператора). Среди них — республики Калмыкия (51,7%), Карачаево-Черкессия (53,1%), Марий Эл (55,1%), Амурская область (55,7%), республики Ингушетия (56,8%), Адыгея (58,5%), Чечня (58,7%) и Алтай (63,1%), а также Чукотский автономный округ (98,3%).
Наличие доступа в интернет не всегда стимулирует население к регулярному его использованию. Даже в регионах, лидирующих по доле домохозяйств, подключенных к глобальной Сети, ежедневно выходят в нее порядка 76% населения (республики Кабардино-Балкария и Адыгея, Оренбургская и Волгоградская области).
Наиболее активные пользователи интернета живут в Москве и ряде отдаленных регионов России: Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах, а также в Чеченской Республике и Магаданской области. В этих субъектах РФ в среднем свыше 91% населения старше 15 лет выходит в интернет ежедневно. Наименьшая доля регулярных интернет-пользователей проживает в Красноярском крае (61,5%), Псковской (61,6%), Самарской (64,2%), Тверской (64,2%) и Смоленской областях (65%).
Превалирование мобильного доступа может негативно сказываться на регулярности использования интернета. Так, в республиках Адыгея, Алтай, Марий Эл и Ингушетия, а также в Амурской области, в которых более половины домохозяйств имеют только мобильный широкополосный доступ, в среднем 71% жителей (от всего населения в возрасте 15 лет и старше) выходят в Сеть ежедневно.
Прямой корреляции между частотой использования Сети в субъектах РФ и уровнем развития у населения цифровых компетенций не прослеживается.
В ряде регионов — Москве, Санкт-Петербурге, Мурманской области, Чукотском автономном округе — повсеместное распространение доступа в интернет в домашних хозяйствах сочетается с довольно высоким уровнем цифровых навыков населения. Владеют ими на базовом или выше базового уровнях более половины населения и менее трети — на низком.
В других регионах, несмотря на высокую долю домохозяйств, подключенных к интернету, и регулярное его использование населением, цифровые навыки у пользователей развиты довольно слабо. Так, например, в Чеченской и Карачаево-Черкесской республиках, где более 94% домохозяйств подключены к Сети, почти 70% взрослого населения демонстрируют низкий уровень владения цифровыми навыками. В то же время в республиках Ингушетия, Марий Эл, Мордовия, а также в Кировской и Липецкой областях, где в среднем 76% домохозяйств обладают доступом в интернет, лишь у 36% населения цифровые навыки развиты на низком уровне.
Резюме: Доступ к цифровой инфраструктуре в субъектах Российской Федерации по-разному конвертируется населением в цифровые навыки. В ближайшее время ситуация вряд ли значимо изменится, так как адаптация большой части сервисов, услуг (в том числе государственных) и программных приложений к использованию на смартфонах приводит к тому, что население не стремится развивать специализированные цифровые навыки, в частности работы с компьютерным программным обеспечением и настройки цифрового оборудования.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата; результаты проекта «Исследование цифрового неравенства в России и его влияния на цифровизацию экономики и общества» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Евгений Попов и Екатерина Стрельцова
Предыдущий выпуск серии «Цифровая экономика»:
«Как пандемия повлияла на уровень цифровых навыков россиян»
См. также: