Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил статистический обзор «Среднее профессиональное образование в России». Издание впервые выходит в рамках проекта НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования» (МЭО) и продолжает серию публикаций, посвященных различным уровням системы образования.
Координирует реализацию МЭО Центр статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Редакционная коллегия: Л. М. Гохберг, Я. И. Кузьминов, Н. Б. Шугаль
Авторский коллектив: Н. Б. Шугаль, В. И. Кузнецова, Л. Б. Кузьмичева, О. К. Озерова, Е. В. Шкалева
Рекомендуемое цитирование: Среднее профессиональное образование в России: статистический обзор / Н. Б. Шугаль, В. И. Кузнецова, Л. Б. Кузьмичева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2022.
Авторы статистического обзора рассматривают различные аспекты развития среднего профессионального образования (СПО) в Российской Федерации, в частности: охват населения программами СПО, финансирование СПО, динамику сети, инфраструктуру, педагогические кадры, цифровизацию образовательных организаций, реализующих программы СПО. Анализируют данные об отраслевой специализации образовательных организаций, вовлеченности студентов в чемпионаты, олимпиады и конкурсы профессионального мастерства.
При подготовке публикации использовались данные Минпросвещения России (результаты федерального статистического наблюдения и мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования), Минобрнауки России, Росстата, Федерального казначейства. По отдельным индикаторам представлены международные сопоставления на основе сведений Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
3,4 млн человек обучались в России по программам СПО на начало 2021/2022 учебного года, из них 83,2% готовились стать специалистами среднего звена; 16,8% — квалифицированными рабочими, служащими (соответственно 196 и 40 человек в расчете на 10 тыс. человек населения).
Уровень охвата населения образовательными программами СПО заметно различается по субъектам Российской Федерации. Больше всего студентов осваивают профессии квалифицированных рабочих, служащих в расчете на 10 тыс. человек населения в Республике Тыва и Архангельской области (по 77), меньше всего — в Москве (15); соответственно, разрыв между максимальным и минимальным значениями показателя составляет пять раз. Чуть меньший разрыв (в три раза) заметен в отношении будущих специалистов среднего звена: 273 человека на 10 тыс. человек населения обучаются в Пермском крае, 88 — в Ленинградской области.
Востребованность программ подготовки специалистов среднего звена среди молодежи растет. В 2021 г. на обучение по ним были приняты 871 тыс. человек (+19,8% к уровню 2016 г.). В том же году на менее популярные программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих зачислены 207 тыс. человек, что практически соответствует уровню 2016–2018 гг. (незначительный рост приема на эти программы зафиксирован в 2019 и 2020 гг.).
В систему СПО активно внедряются передовые технологии подготовки и аттестации кадров по стандартам «Ворлдскиллс». Так, с использованием механизма демонстрационного экзамена в 2021 г. прошли аттестацию около трети (31,6%) выпускников, окончивших программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (+22,9 п. п. к 2020 г.), и каждый шестой (16,6%) из выпуска специалистов среднего звена (+ 11,4 п. п.). Также все больше учебно-производственных мастерских оборудуются в соответствии с новыми технологическими стандартами. Если в 2018 г. примерно каждая пятая мастерская была оснащена современной материально-технической базой по одной из компетенций, то в 2020 г. их число почти удвоилось.
В структуре выпуска-2021 доминировали специалисты среднего звена в инженерных, обрабатывающих и строительных отраслях. При этом их доля (33,8%) значительно выше, чем, например, в США (6,3%), Великобритании (9,2%) и Канаде (15,7%) (по зарубежным странам доступны данные ОЭСР за 2019 г.). По доле выпускников — специалистов среднего звена в области ИКТ (7,0%) Россия также занимает лидирующие позиции, вдвое опережая США и почти в 2,6 раза — Францию. Заметно отставание нашей страны по доле выпускников в отдельных областях знаний, например в естественных науках, математике и статистике; здравоохранении и социальном обеспечении; искусстве и гуманитарных науках.
Уровень занятости дипломированных специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих среди окончивших подготовку в 2016–2020 гг. довольно высокий: 80,5 и 78,8% соответственно. Однако не все выпускники трудоустраиваются по полученной профессии и специальности: с дипломами квалифицированных рабочих, служащих на рынке труда заняты 57,2%, среди дипломированных специалистов среднего звена — 61,4% (для сравнения: среди обладателей диплома о высшем образовании — 71,9%).
В сентябре в рамках МЭО выйдет аналитический доклад «Среднее профессиональное образование в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала». Авторы более подробно характеризуют текущее состояние и тренды развития сегмента СПО.
Ознакомиться со всеми публикациями МЭО можно на сайте проекта.