Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Гохберг Л. М., Куценко Е. С., Боос В. О. и др.
М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024.
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Абашкин В. Л., Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О. и др.
М.: НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Дитковский К. А., Евневич Е. И. и др.
М.: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2025.
Абашкин В. Л., Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О. и др.
М.: НИУ ВШЭ, 2025.
Власова В. В., Гохберг Л. М., Грачева Г. А. и др.
М.: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2025.
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
В настоящем докладе, подготовленном Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, представлены количественные оценки ключевых процессов, связанных с разработкой и применением технологий ИИ в России, которые были сформированы на основе уникальных данных, впервые собранных в рамках двух специализированных обследований — организаций и вузов.
В рамках выборочного обследования организаций данные собирались посредством опроса руководителей организаций или назначенных ими сотрудников с привлечением руководителей и специалистов профильных подразделений (отделов). В финальный массив данных были включены сведения, полученные в результате обработки свыше 2,3 тыс. анкет. Из них бóльшую часть (2 тыс.) составили формы отчетности, которые представили организации — пользователи технологий ИИ. Информация по 300 организациям, не использующим ИИ, применялась для проведения сравнительного анализа, а также выявления сдерживающих факторов и планов по внедрению этих технологий. Обследование было проведено на основе оригинального статистического инструментария в июне — июле 2024 г.
Результаты специализированного обследования вузов использовались для анализа масштабов и особенностей подготовки кадров в области ИИ. В обследуемую совокупность были включены организации высшего образования различных форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, дополнительным профессиональным программам. Обследование вузов было проведено сплошным методом с применением оригинального статистического инструментария в ноябре 2023 г.
В начале доклада приводятся основные выводы по всем направлениям исследования, далее информация структурирована по шести тематическим разделам.
В первом разделе рассмотрены основные характеристики исследований и разработок в области ИИ — затраты организаций на их выполнение, численность исследователей и др.
Во втором разделе приводятся оценки объемов производства товаров и услуг, связанных с ИИ, и реализации инновационной продукции, созданной на базе технологических решений в области ИИ.
Третий раздел содержит сведения о затратах обследованных организаций на внедрение и использование ИИ, практиках и планах применения технологий ИИ, барьерах, сдерживающих эти процессы.
В четвертом разделе рассматриваются вопросы, связанные с применением массивов больших данных для работы с ИИ, в том числе инфраструктуры, необходимой для хранения и обработки больших данных.
Пятый раздел посвящен анализу мнений представителей организаций относительно обеспеченности специалистами в области ИИ и работниками других профессий, использующими технологии ИИ для решения рабочих задач.
В шестом разделе отражены масштабы, направления подготовки высококвалифицированных специалистов в области ИИ и другие характеристики образовательного процесса в предметной области.
В заключительной части доклада приведены Глоссарий и Приложение, содержащее основные определения и классификаторы технологий ИИ и связанных с ними товаров и услуг.
Цитирование: Искусственный интеллект в России: разработка и применение / П. Б. Рудник (рук. авт. кол.), В. Л. Абашкин, Г. И. Абдрахманова и др.; под ред. Л. М. Гохберга, П. Б. Рудника, Г. И. Абдрахмановой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2025.
Рецензенты:
Редакционная коллегия: Л. М. Гохберг, П. Б. Рудник, Г. И. Абдрахманова
Авторский коллектив: П. Б. Рудник (руководитель авторского коллектива), В. Л. Абашкин, Г. И. Абдрахманова, Т. В. Богданов, Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг, А. В. Демьянова, К. А. Дитковский, Г. Г. Ковалёва, С. В. Мартынова, Е. Д. Никитская, Т. В. Ратай, А. А. Репина, Е. А. Стрельцова, Д. С. Талакаускас, И. И. Тарасенко, С. Ю. Фридлянова, Н. Б. Шугаль
В подготовке отдельных материалов принимали участие: Е. Г. Нечаева, Г. С. Сагиева, М. К. Сахно, Ю. В. Туровец