Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Власова В. В., Гохберг Л. М., Грачева Г. А. и др.
М.: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2025.
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
Динамика человеческого капитала определяется двумя основными компонентами: количественной, зависящей от изменения численности населения, и качественной, зависящей от изменения образования, опыта работы, квалификации и здоровья. Оба компонента взаимодействуют, совместно определяя динамику человеческого капитала. Понимание всего комплекса проблем, связанных с человеческим капиталом, достигается путем изучения его качественных аспектов и их взаимодействия с количественными изменениями.
По мнению экспертов, уровень образования является важным фактором, влияющим на все ключевые аспекты демографического поведения населения – рождаемость, смертность и миграцию. Учет его в демографических прогнозах позволяет сильно повысить их точность, а также помочь ответить не только на демографические, но и на социально-экономические вопросы, касающиеся прогнозирования будущего.
Новый выпуск научного дайджеста предоставляет актуальные данные о влиянии фактора образования на многие демографические показатели и их динамику в современной России. Так, многими исследованиями было показано, что в целом для развитых стран характерно снижение показателей рождаемости по мере повышения уровня образования женщин. Это утверждение в целом верно для России, однако в Москве, наоборот, у женщин с высшим профессиональным образованием среднее число рожденных детей наибольшее по сравнению с имеющими другой уровень образования. Эти данные ставят под сомнение тезис о неизбежности более низкой рождаемости у женщин с высшим образованием.
Применительно к миграции учет образовательных статусов мигрантов позволил выявить, что в целом образовательная структура миграционного прироста в России незначительно отличается от образовательной структуры самого российского населения. Исходя из этого можно говорить, что миграционный поток в Российскую Федерацию, вопреки существующим стереотипам, не ухудшает образовательную структуру населения и не наносит ущерба человеческому капиталу, зависящему от уровня образования, по крайней мере по формальным показателям.
Авторы нового выпуска научного дайджеста (Вадим Устюжанин, Владимир Архангельский, Игорь Ефремов, Юлия Зинькина, Андрей Коротаев) пришли к выводу, что именно образование является мощным фактором, определяющим неоднородность значений показателей смертности и рождаемости среди населения.
Руководитель проекта «Научный дайджест НЦМУ ЦМИЧП» – Ольга Ворон.
Новый выпуск научного дайджеста доступен по ссылке.
С предыдущими выпусками можно ознакомиться по ссылке.
Научный дайджест подготовлен в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-327).