Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
На помощь семье в XXI веке приходят цифровые сервисы, которые поддерживают, с одной стороны, психологические, образовательные, развлекательные потребности детей, с другой — профессиональные задачи и персональные цели родителей. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ определил с помощью системы анализа больших данных iFORA главные направления развития FamilyTech — технологий, преобразующих быт и уклад жизни практически каждой семьи, и выявил ряд отличий в наборе трендов, формирующихся в этой сфере в мире и в России.
Справочно: Система интеллектуального анализа больших данных iFORA разработана ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с применением передовых технологий искусственного интеллекта и включает более 750 млн документов (научные публикации, патенты, нормативная правовая база, рыночная аналитика, отраслевые медиа, материалы международных организаций, вакансии и другие виды источников). В 2020 г. iFORA отмечена в журнале Nature в качестве эффективного инструмента поддержки принятия решений в интересах бизнеса и органов власти. ОЭСР относит систему к успешным инициативам в области цифровизации науки. Для данного исследования проанализированы более 10 тыс. источников, отражающих актуальную повестку в мире и России.
В глобальной повестке FamilyTech (табл. 1) наиболее значимы тренды поиска баланса между работой (или учебой) и личной жизнью (№ 5 в рейтинге), а также поддерживающими его гибкими формами занятости (№ 8), технологиями дистанционного обучения (№ 2) и шире — EdTech.
Первую позицию в глобальном рейтинге занимают видеоконференции, ставшие универсальным и привычным способом коммуникации при реализации широкого спектра личных и рабочих задач. Даже с учетом наступившего после адаптации к пандемии некоторого эффекта плато, мировой рынок сервисов видеосвязи оценивается в 7,8 млрд долл. и продолжает расти на 11,9% в год.
Углубляется цифровизация образования по мере развития коммуникационных технологий и проникновения в эту сферу продвинутых решений на базе машинного обучения, виртуальной реальности (№ 15). Оперативно адаптировавшиеся на фоне COVID-19 к онлайн-форматам (№ 6) образовательные системы разных стран теперь активно используют полученный опыт для оптимизации образовательной среды (в том числе обеспечения непрерывного обучения лиц, которые не могут физически посещать занятия). В 2021 г. ЮНЕСКО обобщила новые практики в этой сфере в рекомендациях для учителей и политиков.
Ежегодно выпускается намного больше приложений, ориентированных на детей, чем на родителей (ParentTech). В свете этого все острее стоят задачи формирования с самого раннего возраста здоровых цифровых привычек и обеспечения доступа только к качественному контенту. Для создания безопасной онлайн-среды и сохранения эмоционального и психологического здоровья детей (№ 12) применяются технологии родительского контроля (№ 13), ограничения допустимого экранного времени (№ 11), защиты цифровых данных детей (№ 14).
В глобальной повестке FamilyTech ряд направлений сочетают функции развлечения и поддержки рабочих / учебных задач, а также целей личностного развития. Этому способствуют, к примеру, интеллектуальные помощники (№ 10), социальные сети (№ 9), которые помогают, в том числе, оттачивать социальные навыки (эмпатию, любовь), мобильные игры (№ 3), ценные элементом свободы, возможностью творить свою собственную реальность (как в игре Minecraft), и ранее упомянутые технологии виртуальной реальности.
В России главный вектор FamilyTech — информированное, осознанное, опекающее родительство, заботящееся о виртуальной и физической безопасности детей. Его опорами служат, в частности, приложения родительского контроля за потреблением цифрового контента (№ 1), технологии защиты данных детей в сети (№ 6), домашнего и внешнего видеонаблюдения (№13) (табл. 2).
Отличительная черта российской индустрии FamilyTech — фокус на приложениях для умного дома (№ 8). Умные колонки (№ 4), встроенные виртуальные ассистенты (№ 9), смарт-часы становятся удобной «точкой входа» в мир цифровых технологий для пользователей самого разного возраста — от дошкольников до пожилых людей. Дальнейшему распространению смарт-экосистем для решения семейных задач способствуют, с одной стороны, их растущая доступность, с другой — стандартизация цифровых технологий для дома. Так, в июле 2023 г. Росстандарт утвердил соответствующую перспективную программу, а осенью 2022 г. ключевые игроки рынка перешли на единый кроссплатформенный стандарт устройств умного дома Matter (построен на принципах открытого исходного кода, дает возможность интегрировать экосистемы умного дома различных производителей в единую сеть).
При анализе российской повестки также заметен лавинообразный рост развлекательного и игрового контента, который делается с каждым годом все более реалистичным благодаря развитию VR/AR (№ 2) и иммерсивных технологий (№ 15), облачных игр (№ 3) и др. Противостоять этому тренду может геймификация образовательного контента, расширение использования интерактивных приложений с функцией распознавания речи (№ 14) и поддержкой персонализированных рекомендаций. В особенности это актуально для сегмента KidTech (технологии для детей младшего возраста, многие из которых еще не умеют читать и писать). На ранних этапах родители в большей степени могут влиять на пользовательский опыт ребенка (№ 12) и задавать тем самым модели его цифрового потребления в будущем. Некоторые из перечисленных решений с успехом применяются, например, для изучения иностранных языков (платформы Buddy.ai, Duolingo и др.).
Массово закрепившиеся после пандемии COVID-19 практики и форматы дистанционной и гибридной работы и учебы резко изменили привычную организацию жизни семьи. Во всем мире и в России наблюдается переход от модели «работа VS дом и забота о детях» к модели, когда родителям приходится одновременно выполнять профессиональные задачи, обеспечивать качество образования детей, следить за их здоровьем и социально-эмоциональным развитием. Используемые для работы, обучения, развлечений цифровые решения, с одной стороны, делают жизнь семьи более комфортной, упрощая и ускоряя многие значимые для взрослых и детей процессы, с другой — рождают новые вызовы и задачи. В частности, необходим поиск баланса между частными и общественными интересами, поддержка и контроль цифровых практик домочадцев, а также в целом отслеживание степени проникновения в повседневную жизнь семьи цифровых технологий.
Источники: расчеты на основе системы интеллектуального анализа больших данных iFORA (правообладатель — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ); результаты проекта «Исследование ключевых (“сквозных”) цифровых технологий и перспектив их развития с целью преодоления технологических разрывов, в том числе в условиях санкций, и обеспечения цифрового суверенитета» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Наталия Веселитская и Софья Приворотская
Предыдущий выпуск серии «iFORA-экспресс»:
«Топ-7 направлений цифровой трансформации станкостроения»