• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Developing foresight that impacts senior management decisions

Jonathan Calof, Colton B.

Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.

Книга
Ведущие мировые интеллектуалы о будущем

М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.

Книга
Форсайт: методы и практики

Гохберг Л. М., Веселитская Н. Н., Вишневский К. О. и др.

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.

Книга
Prospectiva para Ciencia, Tecnologia e Inovacao

Miles I., Saritas O., Sokolov A.

Rio de Janeiro: EDITORA FIOCRUZ, 2021.

Классическая модель образования может оказаться невостребованной

Рынок труда меняется вслед за технологическим развитием, которое предъявляет совершенно другие требования к навыкам и компетенциям работников. Классическая модель образования уже не отвечает новым запросам работодателей, поэтому ее ждет серьезная трансформация. О грядущих преобразованиях в образовательной сфере  рассказывается в новом выпуске трендлеттеров Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

marvin-meyer

marvin-meyer
unsplash

 Исследование проведено в рамках совместного проекта НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» и кафедры ЮНЕСКО по исследованиям будущего НИУ ВШЭ.  

Справочно:  Эта серия трендлеттеров продолжает практику публикации с 2014 г. обзоров глобальных технологических трендов и представляет уникальную Базу глобальных трендов и вызовов в области развития человеческого потенциала. Данное исследование ИСИЭЗ НИУ ВШЭ опирается на результаты Системы интеллектуального анализа больших данных iFORA, опроса Дельфи (с участием более 400 ведущих иностранных и российских ученых), экспертных сессий и интервью.

К 2030 г. классическая модель высшего образования с последующей работой по специальности на протяжении жизни окончательно потеряет свою актуальность. Почти ⅔ учеников, начавших обучение в школе в 2016 г., будут работать по профессиям, которых ещё не существует.

Согласно проведенному исследованию ученых НИУ ВШЭ, к 2030 г. более 1 млрд рабочих мест в мире изменятся под влиянием новых технологий. Для успешной адаптации к новым условиям на рынке труда от работников потребуется готовность к постоянному обучению (Lifelong Learning) и получению новых профессиональных компетенций.

Ожидается, что в течение ближайших 5 лет изменятся 40% основных профессиональных навыков, а в 20-летней перспективе для большинства рабочих мест во всех сферах обязательным требованием станет цифровая грамотность. В настоящее время в России в программах дополнительного образования задействовано только 15% трудоспособного населения и 1% пенсионеров, тогда как в развитых странах – 40 и 5% соответственно.

Несмотря на то, что образование является одной из крупнейших отраслей, на долю которой приходится приблизительно 6% мирового ВВП, она существенно отстаёт от требований рынка труда по цифровизации процессов. При этом развитие цифровых технологий в сфере образования способствует значительному повышению гибкости, устойчивости и доступности обучения, реализации возможности непрерывной подготовки на рабочем месте.

 

Новый выпуск трендлеттера доступен по ссылке

С предыдущими выпусками трендлеттеров можно ознакомиться здесь