Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в партнерстве с Минобрнауки России, Минпросвещения России и Росстатом выпустил очередной краткий статистический сборник ежегодной серии «Образование в цифрах». В 12-м издании сборника по традиции представлены наиболее значимые характеристики всех уровней образования, в частности показатели, характеризующие финансирование, кадровый потенциал и материально-техническую базу этой сферы, а также проанализированы позиции России по данным последней волны международного исследования качества чтения и понимания текста (PIRLS). Выделим некоторые ключевые или редко представляемые показатели:
Государственные расходы на образование в России по итогам 2022 г. составили 5,5 трлн рублей.
По доле в общих госрасходах (9,9%) затраты на образование в России превышают планку, достигнутую в Японии, Италии и Франции (7,8–9,7%).
В образовательных организациях России в 2022 г. обучались 32,6 млн человек (примерно пятая часть населения). Из них более половины (17,7 млн) — в организациях общего образования.
В 2022/23 учебном году почти 3 млн человек учились по программам подготовки специалистов среднего звена. Численность этой категории студентов стабильно увеличивается: прирост относительно предыдущего учебного года составил 4,4%, в сравнении с началом 2010/11 учебного года — 40,3%.
По программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в 2022/23 учебном году учились 4,1 млн человек. Наблюдавшееся ранее сокращение их численности сменилось ростом: +2,1% относительно 2021/22 учебного года.
Выпуск из российских вузов по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в 2022 г. составил 816,3 тыс. человек (на 3 тыс. человек больше относительно 2021 г.).
Сфера инженерного дела, технологий и технических наук является одним из наиболее востребованных направлений подготовки в российских вузах: в 2022 гг. на эти специальности приходилось 28,6% общего выпуска.
За последние годы несколько увеличилось число дипломированных бакалавров, специалистов, магистров в сфере информатики и вычислительной техники, информационной безопасности: с 34,9 тыс. человек в 2020 г. до 39,5 тыс. человек в 2022 г. (их удельный вес в общем выпуске вырос с 4,1 до 4,8% соответственно).
В сравнении с другими странами, о которых имеется сопоставимая статистика ОЭСР о доле выпускников по направлению «Информационно-коммуникационные технологии» (за 2020 г.), Россия с показателем 5,9% в 2022 г. опережает США (5,2%), Германию (5%), Республику Корея (4,6%), Канаду (4,4%), Великобританию (4,2%), Францию (4%), Швецию (3,7%) и Италию (1,3%).
Возрастает выпуск бакалавров, специалистов, магистров в области здравоохранения и медицинских наук: в 2022 г. он достиг 45,1 тыс. человек, или 5,5% от общего выпуска (в 2021 г. — 42,8 тыс. человек, или 5,3%).
Каждый двадцатый студент из обучающихся в России по программам третичного образования (подготовка специалистов среднего звена и программы высшего образования) в 2022 г. приехал из-за рубежа (5,4%, или 394,3 тыс. человек). За последние пару лет их численность чуть выросла: в 2020 г. составляла 350,8 тыс. человек (5,1% от общей численности студентов).
Россия входит в топ-3 стран по итогам проведенной в 2021 г. последней волны Международного исследования качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) (проводится раз в пять лет).
Данное мониторинговое исследование проводит с 2001 г. Международная ассоциация по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) с целью сопоставления уровней навыков чтения и понимания текста учащимися 4-х классов в разных странах мира, а также выявления различий в национальных системах образования для последующего совершенствования процесса обучения чтению.
Цитирование: Образование в цифрах: 2023 : краткий статистический сборник / Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг, О. К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2023.
Подробная библиографическая справка:
Редакционная коллегия: Н. Ю. Анисимов, Д. В. Афанасьев, И. В. Васильев, Л. М. Гохберг, Я. И. Кузьминов, Н. Б. Шугаль
Авторы: Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, О. Н. Портнягина, Е. В. Шкалева, Н. Б. Шугаль
Краткие статистические сборники серии «Образование в цифрах» содержат основные показатели, характеризующие в динамике развитие общего, среднего профессионального, высшего образования, профессионального обучения и дополнительного образования в Российской Федерации, также представляют ключевые индикаторы развития образования в странах ОЭСР. При подготовке сборников данной серии используются данные Росстата, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Федерального казначейства, ОЭСР, а также собственные разработки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.