Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
Одним из ключевых приоритетов текущего российского председательства в органах ЕАЭС является формирование механизмов поддержки совместных кооперационных проектов, рассказала изданию HSE Daily директор Центра компетенций по взаимодействию с международными организациями Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Татьяна Колобашкина.
До сих пор наблюдался явный дефицит кооперационных проектов с высоким интеграционным эффектом, то есть проектов, в которые вовлечены компании двух и более государств-членов, включая экспортно-импортные операции внутри ЕАЭС. Такие проекты были штучными, а те, что были запущены, не всегда эффективно реализовывались при отсутствии необходимой поддержки со стороны правительств и бизнеса стран союза. Наиболее успешным проектом стала «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий», которая защищает интересы малого и среднего бизнеса, снижая операционные расходы, и позволяет продавать свои услуги и товары и одновременно находить новых клиентов.
Вместе с тем появляются новые стимулы и механизмы для активизации проектного подхода, в том числе за счет запуска механизма финансирования промышленной кооперации, развития инструментов зеленого финансирования и создания банка зеленых проектов, а также расширения числа кооперационных проектов в цифровой сфере, в том числе благодаря деятельности Фонда цифровых инициатив ЕАБР.
Согласование на межстрановом уровне подходов к финансированию совместных кооперационных проектов стран — участниц ЕАЭС из бюджета союза и принятие соответствующих поправок к Договору о ЕАЭС — первый шаг по пути создания субсидирования промышленных кооперационных проектов. Предлагается сформировать механизмы финансирования совместных промышленных проектов с участием минимум трех стран союза в течение пяти лет. На эти цели планируется выделить 10% от суммы ежегодно собираемых антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных пошлин.
По предварительным оценкам, ежегодно на поддержание промышленной кооперации в союзе будет расходоваться порядка 1,3 млрд рублей. В дальнейшем объем финансирования увеличится за счет смешанного привлечения средств других банков и фондов (контрагентами могут выступать ФРП, ВЭБ, а также другие финансовые институты). А в перспективе возможно формирование специального бюджета развития ЕАЭС. Однако участникам проектов предстоит решить проблемы дублирования производств в странах ЕАЭС и перехода к общеевразийским промышленным проектам, основанным на новых цепочках создания добавленной стоимости и взаимодополнении имеющихся технологий и производственных мощностей (например, создание союзного электротранспорта).
Определение наиболее перспективных рыночных ниш и направлений для такой промышленной и технологической кооперации не сможет обойтись без инструментов научно-технологического прогнозирования, которые должны стать неотъемлемой частью стратегического планирования на средне- и долгосрочную перспективу.
По материалам HSE Daily
НИУ Высшая школа экономики входит в первую группу университетов, получивших грант по направлению «Исследовательское лидерство» в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Одним из ключевых элементов программы является стратегический проект «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования». Он направлен на поиск и практическое применение новых, более эффективных подходов к прогнозированию будущего в условиях динамичных изменений и растущих технологических возможностей. Реализация проекта позволит существенно расширить спектр используемых количественных и качественных методов на данных различной природы, в том числе на основе мультидисциплинарного подхода, интегрирующего новейшие достижения социальных и компьютерных наук, культурологии, психологии; применения моделей анализа сложных систем, охватывающих разнообразные факторы в их взаимосвязи.