Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Абашкин В. Л., Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О. и др.
М.: НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Дитковский К. А., Евневич Е. И. и др.
М.: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2025.
Абашкин В. Л., Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О. и др.
М.: НИУ ВШЭ, 2025.
Власова В. В., Гохберг Л. М., Грачева Г. А. и др.
М.: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2025.
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
Гохберг Л. М., Веселитская Н. Н., Вишневский К. О. и др.
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ с помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA проводит регулярный мониторинг повестки политики в области науки, технологий и инноваций. В рамках данного исследования были проанализированы порядка 170 связанных с этой сферой ключевых инициатив, о реализации или актуализации которых объявили представители профильных министерств и ведомств 34 ведущих стран в январе—марте 2023 года.
Первый квартал 2023 г. ознаменовался выходом целого ряда зарубежных стратегических или программных документов национального уровня (Рамочные условия для развития науки и технологий Великобритании, Стратегия будущего для исследований и инноваций Германии, Пятый базовый план развития науки и технологий Республики Корея и др.), а также запуском множества отдельных инструментов стимулирования научно-технологического развития. Анализ сообщений о старте новых или пересмотре действующих мер политики в этой области позволил выявить текущие приоритеты зарубежных стран по шести тематическим направлениям (рис. 1).
Вопросы устойчивого развития остаются одним из наиболее заметных факторов, формирующих политическую повестку в сфере науки и технологий (1-я позиция в табл. 1). На фоне усиления климатических рисков, а также кризисных явлений на мировых рынках традиционных энергоносителей государства активно участвуют в создании стимулов для перехода на низкоуглеродные и иные чистые технологии. К примерам подобных инициатив относятся как масштабные программы снижения вредных выбросов (США) или изучения особенностей «синей» экономики (blue economy), основанной на использовании ресурсов Мирового океана (Франция, Португалия), так и локальные проекты, такие как открытие на месте бывшей тепловой электростанции исследовательского центра фотовольтаики (учрежден энергогенерирующей компанией Enel совместно с Парком науки и технологий Сицилии и Национальным исследовательским советом Италии).
Меры политики ведущих стран по достижению технологического суверенитета образуют два близких кластера тематик — связанных с ускоренным внедрением конкретных групп технологий, преимущественно цифровых (2-е место), и с улучшением рыночных условий для инновационного развития экономики, обеспечивающего долгосрочную конкурентоспособность (5-е).
На практике эти модели управления часто дополняют друг друга, находя отражение в одних и тех же стратегических документах с разной степенью детализации. Так, планы трансформации обрабатывающей промышленности в рамках концепции передового производства (advanced manufacturing) реализуются в том числе за счет широкого применения технологий искусственного интеллекта (Новая Зеландия). Уязвимость глобальных цепочек поставок, проявившаяся особенно остро в период пандемии COVID-19, вынуждает крупные развивающиеся страны, такие как Индия, Бразилия, Таиланд, задействовать имеющийся у них научно-технологический потенциал для решения проблем импортозамещения в части производства лекарственных препаратов. Поддержка сквозных технологий (к примеру, квантовых) осуществляется посредством комплексных стратегий, включая меры стимулирования спроса на соответствующую продукцию, а также поддержки стартапов и малых технологических компаний (Канада, Великобритания).
В части стимулирования исследований (3-е место) усиливается акцент на выстраивании взаимодействия научных организаций, вузов, бизнеса и общества. Этим целям служат разные инструменты: создание междисциплинарных центров превосходства в формате консорциумов (Австрия); запуск крупных объектов инфраструктуры для коллективного пользования — телескопов, ускорителей заряженных частиц, распределенных вычислительных сетей, баз данных (Нидерланды); вовлечение граждан в решение научных задач и предоставление открытого доступа к результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств (Ирландия).
Первоочередной целью государственного регулирования сферы науки, технологий и инноваций (4-е место) выступает защита общественных и национальных интересов. Для этого реализуются программы по изучению вопросов кибербезопасности (Германия); формируются технологические стандарты, к примеру, определяющие правила использования роботов для доставки товаров и взаимодействия с человеком (Республика Корея). В целях устранения провалов рынка наращиваются расходы на фундаментальные исследования (Китай), оказывается содействие ученым в коммерциализации результатов их работы (Финляндия).
Наконец, в отношении формирования компетенций (6-е место) наблюдается рост внимания к сопроизводству знаний при взаимодействии компаний с потребителями или конкурентами. Данный способ обучения особенно важен для малых инновационных предприятий. Например, молодые компании могут предлагать решения актуальных проблем более зрелым организациям в рамках проходящих при поддержке государства конкурсов, в том числе международных (Япония). Крупный бизнес, в свою очередь, активно привлекается к разработке образовательных программ для технологических предпринимателей (ОАЭ).
Содержание инициатив ведущих стран в области научно-технической политики, представленных или актуализированных в январе—марте 2023 г., демонстрирует сочетание приверженности долгосрочным приоритетам (борьба с изменением климата, стимулирование исследовательской активности, укрепление международного сотрудничества) с реакцией на возрастание экономической и политической нестабильности на глобальном уровне. В целом, все более заметным становится стремление многих государств добиться технологического суверенитета, повысив свою самодостаточность за счет интенсификации научно-технологического и инновационного развития.
Источники: расчеты на основе системы интеллектуального анализа больших данных iFORA (правообладатель — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Сергей Бредихин и Мария Сварчевская
В сборе информации участвовали Мария Анташева, Артур Арзуманян, Франсиско Брамбила, Елена Каменева, Никита Лушачев, Яна Яворская
Предыдущие выпуски серии «iFORA-экспресс»:
«Пилотируемые космические полеты в зеркале науки»
«Повестка научно-технической политики России»