Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
Конкурентоспособность человека на рынке труда сегодня определяет уже не столько его образование, опыт работы или личные качества, сколько «портфолио компетенций» — набор навыков, включающий как специальные («hard skills»), так и гибкие («soft skills»), которые наилучшим образом позволяют выполнять конкретную работу. Именно в этой новой парадигме большинство работодателей ищут квалифицированных специалистов. При этом они сталкиваются с рядом управленческих задач, особенно актуальных при реализации цифровых проектов. Обсудить их и возможные решения собрались сотрудники научных подразделений Вышки на конференции «Компетенции человеческих ресурсов для менеджмента цифровых проектов», организованной Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Ключевым вызовом в менеджменте цифровых проектов является управление человеческим потенциалом и, в первую очередь, мотивацией сотрудников, считает Анна Козырева, директор Центра координации проекта по межотраслевым технологиям искусственного интеллекта ФКН НИУ ВШЭ (реализуется в партнерстве с ведущими технологическими компаниями России, такими как «Сбер», «Яндекс», МТС). Как показал опыт данного проекта, мотивацию сотрудников и уровень их психологического комфорта заметно поднимает сокращение бюрократических процессов, не говоря о том, что своевременное и удобное сопровождение запросов высвобождает время для продуктивной работы. В проекте ФКН НИУ ВШЭ этот блок задач решает посредством налаживания информационных систем (как внутренних, так и внешних, например: «Электронный бюджет», «Диадок», МЭДО и т. д.) центр координации, в котором работают опытные, квалифицированные специалисты, а также сотрудники уровня junior. Как отметила эксперт, такой комбинированный состав способствует перетоку знаний и устойчивости команды.
На примере высших учебных заведений заместитель директора Центра статистики труда и заработной платы ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Анна Демьянова показала, что агентами цифровой трансформации, помимо профильных специалистов ИКТ-подразделений, выступают и сотрудники с соответствующими компетенциями без реального опыта. Так, в каждом втором вузе страны ИКТ-блок привлекает для таких задач студентов в рамках практики (49,8%), стремясь не только их обучить, но и решить для себя проблему «кадрового голода». Для вузов она стоит довольно остро, поскольку им приходится конкурировать за кадры с бизнесом, причем не только российским, но и международным. По данным Обследования рабочей силы, с 2017 по 2020 г. численность ИКТ-специалистов в образовании сократилась на 13,6%. В России наблюдается неравенство среди вузов: в сравнении с региональными ведущие университеты гораздо более обеспечены кадрами, необходимыми для цифровой трансформации. При этом все вузы в целом, как выяснили исследователи, имеют ряд конкурентных преимуществ относительно других потенциальных мест работы ИКТ-специалистов. Топ-3 факторов привлекательности выглядит так: уровень социальной защищенности (актуален для 53,2% опрошенных), хорошие условия труда (45,5%) и возможность профессионального развития (44,4%).
Портфолио компетенций успешных топ-менеджеров непременно включает навыки исследовательской работы с данными, позволяющие принимать более обоснованные решения и своевременно идентифицировать потенциальные вызовы. О применимых и в бизнесе подходах к анализу количественных и качественных данных в своих докладах говорили директор Центра финансовой аналитики ПАО «Сбербанк» Михаил Матовников и сотрудник Лаборатории исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Олег Захаров. Исследователь из Высшей школы экономики показал на примере проектов, реализованных с представителями индустрии энергонакопителей, как стимулировать у руководства организации, а также рядовых сотрудников ориентированность на будущее, в частности посредством участия в форсайт-исследованиях. Михаил Матовников представил платформу для работы с открытыми данными СберИндекс и продемонстрировал, как с ее помощью стейкхолдеры разного уровня могут анализировать рыночную и макроэкономическую статистику, производить оперативную корректировку стратегии и разрабатывать основанные на доказательствах продукты — в том числе государственные программы в виде policy mix. Эксперт анонсировал расширение статистической базы в следующем году и призвал научное сообщество активнее вовлекаться в процесс использования и генерации открытых данных.