Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в партнерстве с Минобрнауки России, Минпросвещения России и Росстатом выпустил очередной краткий статистический сборник серии «Образование в цифрах».
По традиции, в публикацию вошли данные официальной статистики, характеризующие текущее состояние образования в стране, в том числе финансирование этой сферы и кадровую и материально-техническую обеспеченность занятых в ней организаций. По ряду индикаторов даны международные сопоставления. Впервые в сборнике представлены сведения о трудоустройстве выпускников 2016–2020 гг. выпуска, получивших среднее профессиональное и высшее образование.
Проиллюстрируем некоторые значимые характеристики сферы образования.
Расходы на образование составляют десятую часть расходов консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Государственные расходы на образование в России в 2020 г. составили 4,3 трлн рублей (или 87,5% в общих расходах на образование), они выросли в постоянных ценах на 20,3% по отношению к 2010 г.
По величине этого показателя к ВВП Россия (4%) находится на одном уровне с Италией (4%), США (4,1%), Великобританией (4,2%).
В последние годы наблюдается ежегодный рост приема на программы подготовки специалистов среднего звена. К 2021 г. прием на эти программы вырос по сравнению с 2010 г. почти на четверть (23,5%), достигнув 870,9 тыс. человек, а численность — на треть (34,4%). Численность студентов программ бакалавриата, специалитета, магистратуры за тот же период снизилась почти вдвое (с 7 млн чел. до 4 млн чел.).
Среди избравших программы подготовки специалистов среднего звена большинство ориентированы на специальности в сфере инженерного дела, технологии и технических наук: в 2021 г. по ним завершили обучение 41,8% выпускников.
В организациях, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, численность обучающихся на одного учителя за период с начала 2011/2012 учебного года выросла с 13 до 19 человек на начало 2021/2022 учебного года.
В организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования (включая присмотр и уход), на одного воспитателя в 2021 г. приходилось 14 воспитанников, в 2010 г. — 11.
Немного снизилась нагрузка на преподавателей и мастеров производственного обучения, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена: с 17 студентов на начало 2020/2021 учебного года до 16 на начало 2021/2022 учебного года. Их коллеги, реализующие программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, неизменно обучают в среднем 14 студентов.
Также стабильно на одного работника профессорско-преподавательского состава приходится 12 студентов.
Все больше студентов обучаются с применением дистанционных образовательных технологий. На начало 2021/2022 учебного года программы высшего образования — бакалавриат, специалитет, магистратуру — осваивали более половины студентов — 53,2% (на начало 2019/2020 учебного года 13%), программы среднего профессионального образования — 42,9% (6,9%).
К высокоскоростному интернету (50 Мбит/с и выше) в 2020 г. были подключены две трети (68,4%) образовательных организаций высшего образования, почти половина общеобразовательных организаций (49,9%) и 47,4% образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.
Как показали результаты обследования выпускников 2016–2020 гг. выпуска, в течение года после окончания обучения успешнее всего трудоустраиваются выпускники, получившие высшее образование по программам подготовки кадров высшей квалификации (86,4%), специалитета, магистратуры (85,3%). С дипломом бакалавра найти работу чуть труднее (79,5%).
Среди выпускников со средним профессиональным образованием в первый год после получения диплома трудоустраиваются 81,2% специалистов среднего звена и 76,5% квалифицированных рабочих, служащих.
По полученной профессии (специальности) трудоустраиваются 71,9% выпускников с высшим образованием и только 61,4% специалистов среднего звена, 57,2% квалифицированных рабочих и служащих.
Каждый четвертый выпускник, нашедший первую работу по полученной специальности, в первый год работы проходил дообучение (переобучение).
Цитирование: Образование в цифрах: 2022 : краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, Л. Б. Кузьмичева, О. К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2022.
Подробнее об авторах:
Редакционная коллегия: Н. Ю. Анисимов, Д. В. Афанасьев, Л. М. Гохберг, Я. И. Кузьминов, И. Н. Шаповал, Н. Б. Шугаль
Авторы: Л. М. Гохберг, Л. Б. Кузьмичева, О. К. Озерова, Т. А. Сутырина, Е. В. Шкалева, Н. Б. Шугаль