Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Власова В. В., Гохберг Л. М., Грачева Г. А. и др.
М.: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2025.
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
Для написания успешной стратегии требуется подобрать комплекс методов, который бы состоял не только из инструментов анализа рыночной конъюнктуры и новых тенденций, но и из механизмов уменьшения влияния таких факторов, как непредсказуемость будущих технологических открытий и вероятностный характер суждений о будущем.
Метод таймлайна или линейки времени лучше всего подходит для решения такой задачи, убеждены авторы исследования «Разработка методологии построения линеек времени (таймлайнов) и её пилотирование на примере транспорта». Предлагаемый ими подход позволяет комплексно проанализировать большое количество технических, экономических и правовых документов из различных источников, и достоверно представить на временной шкале, как будут развиваться события, какие будут развилки, какие сценарии наиболее вероятны и с какими вызовами столкнется та или иная отрасль.
заведующая отделом методологии и организации форсайт-исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
«Инструментов для прогнозирования существует очень много, однако большинство из них обладают очень трудной для восприятия структурой. Таймлайн, или временные линейки — это удобный и эффективный способ заглянуть в будущее. Таймлайны — это результат огромной аналитической и экспертной работы, что делает их не только понятным инструментом для конструирования и прогнозирования будущего, но и позволяет создать комплексный, информативный и достоверный продукт»
Авторы провели пилотирование своего метода, построив подробный технологический таймлайн из 130 событий, которые могут случиться в авиастроении на горизонте до 2040 года.
Сначала исследователи с помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA проанализировали все открытые публикации о ключевых событиях и прогнозы транспортной отрасли, сопоставив их со стратегическими документами международных и национальных компаний из авиастроительной сферы.
Затем из собранных материалов были извлечены события с несколькими привязками: где событие должно произойти (в какой стране или на каком континенте), к какой категории по классификации STEEPV (социальные, технологические, экологические, экономические, политические и ценностные события) принадлежит событие, к какой сфере авиации относится событие (коммерческие гражданские перевозки, разработка технологий, создание авиатехники и пр.), а также в каком году ожидается его наступление начиная вплоть до 2040 года.
Исследователи идентифицировали всего более 1000 вероятных событий в авиаотрасли. Для того чтобы выделить главные, отраслевые эксперты с помощью специально разработанной метрики сократили число потенциальных событий до 130 наиболее реалистичных, сгруппировав их по шести направлениям STEEPV.
На последнем этапе была подготовлена визуализация (рис. 1), в которой на временной шкале были расставлены события, тренды и маркеры принадлежности событий по классификации STEEPV по географическому признаку и по сферам применения.
Полученный интеллектуальный продукт позволяет заглянуть в будущее авиастроения и подробно представить, как шаг за шагом могут разверчиваться события, продвигаясь по временной шкале.
Помимо прогностической цели метод таймлайна решает и практическую задачу. При выборе стратегических направлений развития транспортной сферы на национальном и корпоративном уровнях таймлайн увязывает в единый хронологический поток тренды, технологии, отраслевую и национальную специфики.