• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Будущее мировой науки

Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Статья
Developing foresight that impacts senior management decisions

Jonathan Calof, Colton B.

Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.

Книга
Ведущие мировые интеллектуалы о будущем

М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.

ОЭСР призывает к трансформации инновационной политики

Фрагмент обложки доклада OECD Agenda for Transformative Science, Technology and Innovation Policies

Фрагмент обложки доклада OECD Agenda for Transformative Science, Technology and Innovation Policies
ОЭСР

Версия для печати

В апреле 2024 г. вышел доклад Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), описывающий подходы к обновлению инновационной политики в условиях глобальных политических, социальных, экономических и экологических шоков. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал эти рекомендации.

Неэкономический фон для инновационной политики

Как отмечают авторы доклада, для последних нескольких лет характерны кризисы неэкономической природы, носящие экзогенный характер и оказывающие влияние на все стороны общественной жизни. Так, коронакризис, помимо непосредственного вреда здоровью людей, нарушил социальные устои, финансовую безопасность, деятельность отдельных отраслей. Последовавший за ним геополитический кризис проявился в нарушении цепочек поставок, изменении потоков международной торговли, фрагментации глобальной экономики. Мир в таких условиях часто описывается как хрупкий, тревожный, нелинейный и непостижимый (от англ. BANI — Brittle, Anxious, Nonlinear, Incomprehensible).

Инновационная политика должна адаптироваться к современным условиям и соответствовать широким изменениям в обществе, в рамках которых мультидисциплинарность, открытость, гибкость и профессионализм представляются важнейшими принципами эффективности на всех уровнях экономической деятельности.

ОЭСР описывает трансформационный подход к инновационной политике, который ориентирован на ценностные преобразования в обществе, решение социальных и экологических проблем, высокую роль кооперации и партнерств, а также необходимость постоянных изменений (табл. 1).

С учетом глобальных вызовов и кризисных явлений деятельность в области науки, технологий и инноваций должна охватывать цели и практики, которые способствуют переходу к устойчивому развитию, инклюзивному социально-экономическому обновлению, резилиентности и безопасности. Эксперты ОЭСР предлагают ключевые направления научно-технической и инновационной политики, которые призваны помочь в достижении этих целей (рис. 1).

Предложенные экспертами меры научно-технической и инновационной политики объединены в два направления: развитие ресурсной базы и обеспечение взаимодействия с партнерами.

Наращивание ресурсов: финансовых и кадровых

В части усиления ресурсной базы в докладе ОЭСР подчеркивается важность гибкого государственного финансирования исследований, например за счет перераспределения или переноса бюджетных средств на следующие периоды, вовлечения заинтересованных сторон для корректировки процессов и механизмов финансирования, предоставления долгосрочной поддержки высокорисковых и высокорентабельных исследований (high-risk, high-reward research). Также авторы делают акцент на привлечении частных инвестиций, в том числе посредством использования таких инструментов, как смешанное финансирование, возмещение первых убытков и государственные гарантии.

Справочно: Смешанное финансирование инновационных проектов, которое предполагает сочетание государственных и частных средств, набирает все большую популярность в странах ОЭСР. Основная идея — повышение устойчивости финансового обеспечения проекта благодаря совмещению интересов инвесторов с разными подходами к риску и нормам прибыли. Для частного сектора подобные инструменты позволяют диверсифицировать риски, государственный же получает возможность ускоренной коммерциализации результатов и повышения их рыночной стоимости.
Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным NBER.

Стратегическая гибкость, подкрепленная широким спектром необходимых для принятия управленческих решений данных, позволяет повышать эффективность действий государства в сфере науки и инноваций. Для этого необходимо поддерживать создание и обеспечивать доступность значительных объемов административной информации, используемой для мониторинга научно-технологической и инновационной сферы и связанной с ней госполитики.
Наряду с финансированием, тщательного планирования и непрерывной поддержки (не только финансовой, но и административной) требуют исследовательская инфраструктура и все более значимая в последние годы инфраструктура данных: на фоне роста объемов информации критично повышать качество данных во взаимодействии с заинтересованными сторонами, применять технологии безопасного хранения, быстрой обработки и анализа больших массивов информации.

ОЭСР рекомендует активно использовать искусственный интеллект и другие технологии автоматизации исследовательского процесса. При этом, несмотря на их популярность и относительную доступность, для эффективного использования требуется создание системы внедрения таких технологий и их адаптации к стандартам научных исследований. Важно развивать инструменты принятия решений на основе анализа больших данных в режиме реального времени и учитывать возможности цифровых технологий при разработке мер политики.

Искусственный интеллект для развития науки в Китае

Правительство КНР уделяет особое внимание интеграции моделей и алгоритмов ИИ в разные области науки в целях ускоренного решения исследовательских проблем. Конкретные меры включают создание открытых платформ с использованием ИИ в ключевых областях науки, стимулирование университетов и НИИ к формированию открытых баз исследовательских данных, установление этических норм (см. «Регулирование искусственного интеллекта: первые шаги»).

В марте 2023 г. Министерство науки и технологий в сотрудничестве с Национальным фондом естественных наук Китая разработали «План реализации научных исследований с использованием технологий ИИ», нацеленный на внедрение ИИ в математике, физике, химии и астрономии. Главная цель — поиск решений глобальных вызовов в таких областях, как изменение климата, энергопереход, разработка лекарств, генетические исследования, селекция и новые материалы. Параллельно в рамках национального проекта «Научно-технические инновации 2030 — следующее поколение ИИ» формируется открытая вычислительная инфраструктура на основе технологий ИИ, а также поддерживаются проекты по глубокому внедрению ИИ в научную деятельность. Средний размер грантов на реализацию таких 3-5-летних проектов составляет 20 млн юаней (248,5 млн руб.1).

Крупнейшая китайская интернет-компания Tencent также активно инвестирует в инфраструктуру для применения ИИ в науке. Так, платформа визуализации в сфере медицины Tencent AIMIS (AI Medical Imaging System) фокусируется на создании облачных приложений для работы с медицинскими изображениями. Компания полностью открыла более 20 типов собственных моделей ИИ и предоставляет исследовательские ИИ-услуги в сфере медицины для 17 университетов и научных институтов, 23 государственных больниц и 33 технологических компаний.

Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным International Science Council, китайских источников, ChinaDaily.

Центральная задача при формировании ресурсного обеспечения трансформации — решение проблемы дефицита навыков. Некоторые страны ввели микростепени, чтобы организации и отдельные лица могли быстро получать необходимые знания и умения. Так, 16 июня 2022 г. ЕС принял Рекомендации о микростепенях для обучения на протяжении всей жизни и расширения возможностей трудоустройства. Документ направлен на поддержку разработки, внедрения и признания микростепеней во всех государственных учреждениях и частных компаниях в странах ЕС.

Отдельным направлением инновационной политики должна стать поддержка широкого круга заинтересованных сторон в развитии недостающих навыков и новых технологий и, в частности, повышении цифровой грамотности работников госсектора, низкотехнологичных отраслей и МСП.

Расширение взаимодействия в разных форматах

В рамках трансформационной цели, связанной с построением кооперационных сетей, ОЭСР рекомендует развивать взаимодействие с более широким кругом партнеров и заинтересованных лиц, формировать более глубокие коллаборации за счет интеграции стейкхолдеров в процессы принятия решений (посредством консультаций, специальных мероприятий и др.). Важную роль играет научно-технологическая кооперация в форме государственно-частных партнерств, платформ, инновационных кластеров и экосистем. На успешность трансформационной политики также влияет межведомственная согласованность, обеспечивающая координацию между различными сферами и уровнями госуправления. Координация усилий на международном уровне осуществляется через формулирование совместных целей, стимулирование развития открытой науки, подписание партнерских соглашений о реализации исследовательских и инновационных проектов.

В отношении развития рыночных и структурных условий для трансформации, помимо общих рекомендаций по международной кооперации, гибкости и гармонизации различных направлений политики, ОЭСР делает акцент на важности ориентации на человека при разработке мер, а также значимости учета экологических, социальных и управленческих аспектов (ESG).

Резюме

Представленная в докладе ОЭСР концепция трансформационной инновационной политики призвана изменить сложившиеся модели ее разработки и реализации под углом повышения социально-экономических и экологических эффектов и достижения целей устойчивого развития. Преобразования касаются прежде всего более системных и гибких подходов к формированию ресурсной базы научно-технологической сферы, развитию человеческого потенциала, более тесной кооперации как на национальном, так и на международном уровнях.

Доклад является первым этапом операционализации новой концепции, следом за ним ОЭСР планирует выпустить специальное руководство, в котором будут детализированы ключевые действия по реализации трансформационной политики, и запустить онлайн-сервис с описаниями наборов инструментов, которые пользователи смогут подбирать под специфичные национальные задачи инновационной политики.

 


Источники: официальные документы ОЭСР; результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Е. В. Киселева, М. А. Гершман


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Как Индия привлекает научные таланты»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ