Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
Следует признать, что в условиях высокой неопределенности форсайт становится наиболее эффективным инструментом выбора стратегических направлений развития новых продуктов и рынков, считает автор исследования «Новые рынки и продукты: форсайт и технологические дорожные карты» Наталия Веселитская.
По мнению Наталии Веселитской, дизайн форсайта состоит в постоянном обращении исследователей к таким экспертным методам, как глубинные интервью и форсайт-сессии. По мысли автора, в процессе кабинетного этапа исследования, который часто включает в себя аналитику больших данных, библиометрический и патентный анализы, рекурсивное обращение к внутренней или внешней экспертизе на каждой итерации деск ресерча, увеличивают глубину и охват научного анализа.
На первом этапе исследователи с помощью экспертов проводят работу по определению ключевых слов, характеризующих новые рынки. На следующих шагах ключевые слова уточняются и рекомбинируются с привлечением экспертных методов, которые помогают калибровать поисковые запросы.
Такая итерационная работа приводит к тому, что результаты форсайта, полученные в формате «паспортов» продуктов будущего (Рис.1), позволяют содержательно обосновывать выбор направлений для венчурных инвестиций компаний.
Кроме того, продуктовые "паспорта" могут успешно применяться в проектировании новых продуктов, мониторинге угроз или «окон» возможностей.
Рисунок 1 — Пример «умного» лекарства будущего по направлению «Генетика» (презентация Н.Веселитской)
Для заключительных этапов форсайта, когда формируется инновационное продуктовое предложение, характерна разработка технологической дорожной карты (Рис.2), в которой содержится стратегия разработки и внедрения продукта на рынок.
Рисунок 2— Технологическая дорожная карта для «умного» лекарства будущего по направлению «Генетика»(презентация Н.Веселитской)
В дорожной карте, как правило, формулируются цели и задачи развития нового продукта, оценки «зарождающихся» рынков, драйверы и барьеры с оценкой их значимости в рамках единой временной шкалы, мероприятия по достижению поставленных целей, а также выявляются ключевые потребители.
Разработанный Наталией Веселитской подход позволяет сформировать список необходимых компетенций для управления проектами по разработке и внедрению инновационных продуктов, а предложенные инструменты для стратегического планирования актуальны как для крупных технологических компаний, так и для стартапов или малого высокотехнологичного бизнеса.