Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на основе результатов опроса населения России анализирует факторы, влияющие на адаптацию к технологизации повседневности.
По мере проникновения технологий во многие сферы жизни применение основанных на них инновационных товаров и услуг становится все более распространенным. Однако преимущества инноваций, равно как и технологическое «давление» рынка, воспринимаются людьми по-разному. Соответствующие психологические диспозиции, измеряемые с помощью индексов технологической готовности1, могут как облегчать людям взаимодействие с технологиями, так и, наоборот, осложнять его.
По данным исследования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, проведенного по итогам 2022 г., общая оценка технологической готовности (Technology Readiness Index — TRI) опрошенных россиян в возрасте 14 лет и старше находится практически на среднем уровне (2,9 из 5). Группа с низкими значениями несколько преобладает над группой с умеренными и высокими значениями показателя (48 против 41%).
Мотивирующим фактором к использованию новых технологий является выраженный оптимизм в оценках их роли в жизни человека и представление о них как о важных инструментах для решения различных задач (рис. 1). По мнению большинства респондентов, технологии вносят существенный вклад в повышение качества жизни (71%) и позволяют лучше контролировать повседневную жизнь (67%). Оптимизм закладывает основу социальной поддержки внедрения технологических нововведений в разных сферах.
Важный фактор, определяющий уровень технологической готовности индивида, — инновационность, характеризующая интерес к новым технологиям и склонность к их раннему освоению. Однако, как следует из теории диффузии инноваций, такое поведение не является массовым. Среди опрошенных среднее значение этого показателя является низким (2,2 из 5). Доля респондентов, которые следят за разработками в интересующих их сферах, составляет 25%. Склонность к раннему освоению новых технологий еще ниже (15%).
Готовность к использованию новых технологий понижают общее недоверие к ним и неуверенность, дискомфорт, ощущаемые при необходимости их применения. В частности, опрошенные демонстрируют умеренное недоверие техноокружению (3,6 из 5), связанное не столько с чувством опасности использования новых решений, сколько со страхом утраты контроля, который является реакцией на возросшую роль технологий в жизни человека. Около двух третей (64%) респондентов отмечают чрезмерную зависимость людей от технологий, и половина (52%) — отрицательное их влияние на социальное взаимодействие и живое общение.
При этом основная масса населения чувствует себя достаточно комфортно в техноокружении. Значение субиндекса дискомфорта и неуверенности в себе при использовании технологий является низким (2,7 из 5). Соответственно, этот фактор не оказывает значительного влияния на снижение готовности к применению инновационных решений. Например, только около трети (29%) испытывают сложности с пониманием языка консультантов службы техподдержки и инструкций к устройствам. Столько же (28%) жалуются, что новые технологии не рассчитаны на использование обычными людьми.
Если недоверие может стать блокирующим фактором непосредственно для принятия технологий, то чувство дискомфорта влияет на практики использования технологий. Например, некоторые их функции могут оставаться невостребованными.
Среди россиян выделяются несколько социально-демографических групп, демонстрирующих более высокий уровень готовности к использованию новых технологий, а, следовательно, обладающих потенциалом стать проводниками диффузии инноваций среди остальных слоев населения:
Самый низкий уровень технологической готовности наблюдается среди населения в возрасте 60 лет и старше (2,6) и респондентов из наименее материально обеспеченных домохозяйств с доходом на уровне первого квартиля (2,6), а также лиц, не пользующихся интернетом (2,5).
В цифровом мире технологическая готовность населения выступает не менее важным условием успешной адаптации и развития необходимых навыков, чем доступ к соответствующей инфраструктуре. Так, среди респондентов, у кого есть домашний интернет, но они им не пользуются, значение TRI низкое (2,6). С повышением индекса растут вовлеченность в интернет-практики и доля пользователей, обладающих цифровыми навыками на базовом или более высоком уровне (рис. 2).
Углубленный анализ с применением регрессионного моделирования на уровне субиндексов свидетельствует о различиях в закономерностях, оказывающих влияние на вовлеченность населения в цифровую среду и развитие соответствующих навыков. Фактором, препятствующим использованию интернета, является недоверие техноокружению. Далее именно дискомфорт, а не недоверие сдерживает развитие цифровых навыков населения.
Мотивирующими факторами в обоих случаях являются оптимизм и инновационность, влияние которых не зависит друг от друга. Например, понимание выгод от использования технологий стимулирует к развитию цифровых навыков даже людей, которые демонстрируют очень низкие показатели инновационности. Следовательно, развитие навыков у большей части населения происходит скорее под влиянием прагматической мотивации (при наличии или появлении определенных потребностей).
В свою очередь это означает, что формированию некоторых значимых навыков (например, цифровой безопасности) может препятствовать не только дискомфорт и неуверенность в своих силах их освоить, но и отсутствие понимания их необходимости в повседневной жизни. В то же время формирование таких потребностей может дополнительно усиливать недоверие к технологиям со стороны части населения, не интегрированной в цифровую среду.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным репрезентативного опроса населения России (N=10021, от 14 лет и старше; время проведения: 4 августа — 7 сентября 2022 г.), организованного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в рамках проекта «Мониторинг цифровой трансформации общества» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ; результаты проекта «Исследование трансформационного потенциала организаций и распространение инновационных практик на уровне домохозяйств» Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
Материал подготовила Валентина Полякова
Предыдущие выпуски серии «Человеческий потенциал»:
«Инновационная культура в российских компаниях»
«Эффекты коронакризиса для креативной экономики»
См. также: