Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
В первой части доклада «Прогнозирование технологического развития методами Форсайта» Александр Соколов познакомил слушателей с базовыми знаниями об инструментах, которые помогают принимать взвешенные решения о будущем. Во второй учёный показал, как на практике работает форсайт, в том числе рассказал о главных трендах развития мирового судостроения.
Не секрет, что в настоящее время судостроение в России активно возрождается. Со стапелей верфей сходят гигантские атомоходы и прогулочные суда класса «река-море». Обновляются танкерный и рыболовецкий флоты. В каком направлении будут развиваться технологии, как грамотно выстроить стратегию развития отрасли, как предсказать, какие компетенции будут наиболее востребованы через десять, двадцать и даже пятьдесят лет объяснил учёный в ходе своего выступления.
Традиционные прогнозы, построенные на эконометрических моделях, несовершенны по нескольким причинам. Сложность и многоаспектность окружающего мира, упрощённые и обобщённые представления о перспективных технологиях снижают точность и горизонт планирования. В то время как система методов форсайта, дополняющая математическое моделирование экспертными оценками и сценарными прогнозами, построением дорожных карт с учётом приоритетов инновационного развития, становится удобным инструментом адаптации хозяйственной деятельности к вызовам хаотичного и турбулентного мира и даже влиянию на него. Форсайт способен учитывать постоянно меняющиеся факторы внешней среды будь то технологическое эмбарго, ведущее к слому глобальных производственных связей, или прорыв в области искусственного интеллекта, способный переформатировать всю глобальную экономику.
Форсайт – это смесь науки, психологии и искусства.
Научные методы прогнозирования - это главный инструмент стратегического предвидения. Очень важно, чтобы после форсайта, когда эксперты разошлись, выводы и решения, зафиксированные на бумаге, могли бы стать обоснованным руководством к действию.
В форсайте также многое зависит от психологии. Важно убедить и привлечь на свою сторону «форсайт-чемпиона» – руководителя с лидерскими качествами, которого люди знают и уважают, способного зажечь остальных своими идеями.
Творческий компонент в форсайте состоит в умении исследователей заглянуть за горизонт традиционного планирования. Чтобы сесть и написать подробный план даже на год вперёд – это надо всё-таки быть либо человеком неординарного ума, либо талантливым визионером, либо упёртым формалистом. А писать сценарии на десятилетия вперёд сродни искусству. Умение мыслить стратегически с учётом неопределённости, таящейся в будущем, вообще мало кому дано от рождения. Этому надо учиться специально.
В своём выступлении Александр Соколов обозначил три основных тренда в судостроении.
Экологическая повестка приведет к полному переформатированию отрасли. Для сокращения вредных выбросов придется отказаться от углеродного топлива и перейти на СПГ, биодизель или водород. На новых судах разработчики станут активно размещать гибридные и электрические двигатели, а навигационные системы с использованием моделей искусственного интеллекта будут нацелены на оптимизацию потребления стремительно «зеленеющего» топлива. Многие эксперты предсказывают размещение на борту кораблей будущего солнечных панелей и ветрогенераторов.
Системы беспилотного управления судном и удалённого диспетчирования трафиком станут привычными явлениями в судоходстве. Навигация c учётом анализа "больших данных", автономное взаимодействие с другими судами и морской техникой и, наконец, "морской Интернет вещей" плотно войдут в нашу жизнь.
Модульные конструкции ускорят процесс строительства, а способность судов подстраиваться к разнообразной портовой инфраструктуре и потребностям цепочек поставок многократно увеличат эффективность использования торгового флота.