Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
Форсайт-сессия «Возможности внедрения технологий ИИ в российское гражданское судостроение» стала заключительным мероприятием второго молодежного дня Международной выставки и конференции по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов, освоению океана и шельфа «НЕВА 2023», проходившей в Санкт-Петербурге с 18 по 21 сентября.
Для ее проведения организаторы пригласили сотрудников Форсайт-центра НИУ ВШЭ. Поскольку главной целью заказчиков было апробирование популярного метода предвидения, а не лонгитюдное исследование, то был организован быстрый форсайт с использованием методов мозгового штурма, фокальных объектов, кластеризации и синектики.
Форсайт не сводится к простому предвидению, его цель выработать оптимальную стратегию достижения желаемого будущего. Формирование образов будущего, как основного элемента метода, позволяет сфокусировать воображение участников форсайта на выбранной точке в будущем и оттуда взглянуть на окружающий ландшафт. Чем подробнее и детальнее будет представлен образ будущего, тем легче будет спланировать дорожную карту технологического развития.
После короткого представления и рассказа о целях форсайта модератор сессии передал слово отраслевым экспертам. Со своими презентациями выступили декан факультета цифровых и промышленных технологий ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет», к.т.н. Антон Жиленков, старший инженер-схемотехник ООО «Русская морская команда», к.т.н. Александр Ульянов, руководитель дирекции по информационно-коммуникационным технологиям и цифровому развитию ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Михаил Скулябин и заместитель заведующего Лаборатории исследований науки и технологий Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, к.п.н. Лилиана Проскурякова. Прогнозный компонент форсайта опирается на экспертные знания, поэтому презентации специалистов задают рамки профессиональной дискуссии и инициируют творческий потенциал остальных участников сессии, среди которых были студенты Санкт-Петербургского государственного морского технического университета и Петровского колледжа, курсанты Государственного университета морского и речного флота им. Адмирала С.О. Макарова и молодые специалисты АО «СПМБМ «Малахит».
Форсайт-сессия проводилась в формате «World café». Суть метода заключается в том, что группы участников после каждого раунда обсуждений меняются столами. За каждым столом закреплен эксперт и одна из трех тем: облик судов, двигатели и навигация. Фокус дискуссии направлен на применение искусственного интеллекта в судостроении. Приступая к новой теме, ребята валидируют идеи предшественников и дополняют их своими.
В первом раунде отраслевые эксперты выступают в роли сторонних наблюдателей и не вмешиваются в дискуссию. Такая позиция дает максимальную свободу воображения остальной группе. Целью первого раунда является изобретение как можно большего числа идей. Участники должны придумывать идеи, избегая шаблонного мышления, стереотипов и экспертной «замыленности» взгляда.
После того, как группы меняются столами, перед участниками встает следующая задача. Во втором раунде им следует выбрать из всех фантастических идей самые устойчивые и непротиворечивые. Образ будущего должен быть функциональным, а предлагаемые решения работоспособными. На этом этапе эксперты вовлекаются в дискуссию наравне со всеми, их миссия состоит в том, чтобы помогать молодым участникам отбраковывать нереализуемые идеи.
В третьем раунде участники проверяют свои идеи на эффективность. Задача группового обсуждения найти решения с добавленной стоимостью. Внимание участников сосредоточено на поиске полезных идей, внедрение которых имеет дополнительную ценность.
Эксперты на этом этапе выступают в качестве оракулов. Участники обращаются к их экспертизе, чтобы найти в своих идеях коммерческий потенциал.
В завершающем четвертом раунде команды вместе со своим лидером выбирают предложения, прошедшие проверку на оригинальность, реалистичность, функциональность и продуктивность. Лучшие образы будущего лидеры публично защищают в конце форсайта.
Облик и новые материалы в области судостроения
По мнению участников первой команды, основные усилия судостроителей будут направлены на создание новых композитных материалов, отвечающих принципу 3R (Reduce, Reuse, Recycle). Это приведет к постепенному сокращению использования материалов, получаемых из невозобновляемых и неперерабатываемых ресурсов. Ребята предположили, что на судах будущего будут активно использоваться солнечные батареи. В качестве обшивки будет использоваться материал, не подверженный коррозии и обрастанию, и способный аккумулировать солнечную энергию или преобразовать в электричество энергию волн и ветра. Трендом станет использование биомиметических материалов и форм, воспроизводящих структурные особенности природных тканей и объектов. Защитная обшивка в форме чешуи или акульей кожи станет обычным делом как для военных, так и для гражданских судов, а при проектировании корпусов корабелы будут вдохновляться формами дельфинов и китов.
Дроны-чистильщики будут обслуживать суда на ходу и без захода в порт, а технологии искусственного интеллекта помогут оптимизировать режимы работы двигателей с учетом изменчивых погодных условий и подводных течений. Внедрение роботов, экзоскелетов и технологий беспилотного управления решит проблему дефицита рабочего персонала для управления и обслуживания судов, уверены прогнозисты.
Не обойдется будущее и без барьеров. Тормозить внедрение искусственного интеллекта будут психологическая неготовность человека делегировать искусственному интеллекту права на управление, общественные страхи перед новыми технологиями, высокие издержки на разработку и внедрение, недостаток финансирования и киберуязвимость систем с ИИ.
Дополнительное недоверие к ИИ у выступающих было вызвано опасением, что при обретении искусственным интеллектом разума, хотя бы на уровне мышиного, ИИ совершит побег от своих создателей , как это сделала бы самая обычная лабораторная мышь, воспользовавшись удобным моментом.
Двигатели и энергетические установки
Участников второй группы захватили две идеи, связанные с передачей энергии: плавучие водородные АЗС вдоль основных транспортных коридоров и системы беспроводной передачи энергии с лазерным пучком. По мнению лидера команды Михаила Корсунова, приемные устройства энергии, передаваемой по воздуху, будут установлены на мачтах судов, а ретрансляторы и усилители лазерного луча разнообразят пустынный океанский пейзаж. Возможность электроподзарядки в открытом море позволит перевести суда на электрические двигатели и увеличить грузоподъемность за счет отказа от баков с топливом. Распределённые по океану водородные АЗС являются более дерзким технологическим вызовом. Для реализации этой идеи потребуются усилия всех стран. Ребята предложили создать сеть плавучих мусороперерабатывающих заводов в районе большого тихоокеанского мусорного пятна. За счет вырабатываемой от ресайклинга энергии плавучие заводы будут производить и накапливать водород, специальные танкеры доставлять его на плавучие АЗС, расположенные на самых оживленных маршрутах и перекрестках международного судоходства. Подобное решение приблизит переход к использованию экологически чистого топлива в судоходстве и решит проблему утилизации антропогенного мусора в океане. Координировать и управлять сложным процессом сбора и переработки мусора, генерации энергии, производства, хранения и транспортировки в открытом океане водорода должны рекомендательные и управляющие системы с искусственным интеллектом.
Среди других интересных идей были изобретение подводных турбин, использование суперконденсаторов для пучковой передачи энергии, создание необычных разновидностей парусов из новых материалов и оптимальное управление ими с помощью ИИ. Главными барьерами при реализации этих прорывных идей авторы назвали политическую неопределенность, отсутствие нормативной базы и дороговизну технологий.
Приборостроение и навигационное оборудование
Участники третьей группы сконцентрировались на создании умной навигационной среды. По их мнению, чипирование рыб позволит собирать большое количество данных о рельефе океанского дна, подводных течениях, водных ресурсах и погодных аномалиях. После обработки собранной информации методами машинного обучения можно будет в режиме онлайн обновлять навигационные карты для корректировки транспортных маршрутов. Использование морских животных для картирования станет новым трендом в формировании транспортных коридоров будущего. Также активно будут применяться двухсредные дроны, способные перемещаться по воздуху и под водой. С помощью собираемых и обработанных ими данных можно будет в режиме реального времени осуществлять быструю проводку судов в портах и проливах. К 2040 году грузовое судоходство станет автономным, уверены молодые эксперты. Капитан будет следить за движением нескольких судов с помощью технологии VR, с комфортом расположившись в офисе на берегу. Рекомендательные системы и системы помощи при принятии решений станут главными помощниками будущих капитанов. А самыми востребованными специальностями в отрасли будут специалисты по работе с дронами и биоинженеры с навыками работы с искусственным интеллектом.
Барьерами для реализации такого будущего могут стать растущая научная дезинтеграция и технологическая деградация как отдельных стран, так и всего человечества, политическая неопределенность и неготовность международного сообщества к осуществлению совместных глобальных проектов по преобразованию окружающей среды.
Лидеры групп успешно защитили свои образы будущего, а организаторы конференции «НЕВА 2023» наградили участников дипломами.
И хотя большинство образов будущего оказались, как и следовало, слишком фантастическими, все же некоторые идеи понравились отраслевым экспертам и были взяты ими на заметку.