Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
Форсайт-центр Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ пригласил своего ведущего научного сотрудника Джонатана Кэлофа рассказать коллегам и аспирантам о последних исследованиях в области эффективных упреждающих систем.
Джонатан Кэлоф в начале своего выступления отметил, что в период глобальной турбулентности общество предъявляет к предсказательным системам более строгие требования в части точности и обоснованности прогнозов. По его мнению, Форсайт и конкурентная разведка* (КР) в полной мере отвечают новым вызовам. Так, в Форсайте прогнозы основываются на анализе джокеров и сканировании слабых сигналов. А в конкурентной разведке применяется экосистемный обзор операционной среды, который позволяет выявлять тренды на ранней стадии.
Ученый убежден, что современные информационные технологии и достижения в области искусственного интеллекта делают метод конкурентной разведки эффективным инструментом для генерации и отбора инновационных идей. Благодаря цифровым технологиям специалисты по КР в ближайшие три года смогут тратить меньше времени на сбор и систематизацию информации и больше времени на анализ и обмен своими знаниями и идеями. Это важное замечание, поскольку большинство компаний не афишируют свою деятельность в области конкурентной разведки. Подобная закрытость затрудняет специалистам доступ к лучшим практикам и перспективным методам, поэтому внутрисетевое взаимодействие остается ключевым компонентом КР.
В конкурентной разведке, по мнению ученого, сформировалась устойчивая тенденция перехода от сбора секретной информации о конкурентах к этичному датамайнингу из открытых источников. Особое значение в конкурентной разведке приобретает анализ малых данных, позволяющий замечать скрытые или неочевидные тенденции и кастомизировать прогнозы.
У Форсайта и конкурентной разведки много общего, признался ученый. В частности, обе технологии используют одни и те же базовые подходы, методы и источники данных. Основные различия лежат в области целей, горизонтов планирования и областей применения.
Конкурентная разведка строится на экосистемном подходе к прогнозированию, который предполагает, помимо аудита внешней среды компании, клиентскую аналитику, выявление трендов и этичный сбор информации о прямых конкурентах. В то время как корпоративный форсайт фокусируется на «конструировании» будущего за счет своевременного выявления приоритетов и условий, необходимых для его реализации.
Большинство прогнозов в конкурентной разведке делаются на период до одного года, лишь треть охватывают пятилетний период. В Форсайте наиболее распространённым сроком предвидения считается три, пять и десять лет.
Вектор исследовательского интереса в конкурентной разведке направлен «изнутри наружу» и отвечает на вопрос, поддержит ли среда предлагаемую стратегию. А фокус форсайт-исследований обращен «снаружи вовнутрь» и нацелен на поиск потенциальных сред.
Значительную часть информации оба метода получают от сторонних экспертов или из вторичных внешних источников. В ходе исследования поступившие данные синтезируются со знаниями внутренних специалистов.
Однако между Форсайтом и КР есть существенные различия в характере и значимости источников информации. Для специалистов по конкурентной разведке ключевыми источниками данных являются конкуренты, потребители, государственные институты и поставщики, а консалтинговые исследования и научно-исследовательские работы имеют второстепенный характер. Форсайт включает в периметр своих поставщиков данных все информационные ресурсы от медиа до социологических измерений и глубинных интервью.
В заключении лекции Дж.Кэлоф сделал вывод, что оба метода являются значимыми компонентами в корпоративных бизнес-процессах и в равной степени востребованы при принятии стратегических решений, поскольку дополняют друг друга.
*Конкурентная разведка (Competitive Intelligence), по определению Дж.Кэлофа, это процесс сбора и распространения практико-ориентированной информации для разработки и реализации стратегических программ. Метод конкурентной разведки своими корнями уходит в маркетинговые исследования и промышленный шпионаж. В последнее время КР изменила подход к формату сбора информации в первую очередь за счет отказа от всех форм недобросовестной конкуренции. Помимо принципа этичного сбора и использования информации по всей цепочке поставок данных, конкурентная разведка использует специальные техники снижения информационного шума и анализ малых данных.