• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Будущее мировой науки

Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Статья
Developing foresight that impacts senior management decisions

Jonathan Calof, Colton B.

Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.

Книга
Ведущие мировые интеллектуалы о будущем

М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.

Канадский ученый Дж.Кэлоф раскрыл главный секрет конкурентной разведки

Профессор университета Оттавы Джонатан Кэлоф выступил в НИУ ВШЭ с лекцией о роли конкурентной разведки в построении эффективной инновационной стратегии. По мнению ученого, основное преимущество этой технологии состоит в постоянном мониторинге конкурентной среды, непрерывном внедрении наиболее эффективных бизнес-практик и стимулировании инноваций.

Канадский ученый Дж.Кэлоф раскрыл главный секрет конкурентной разведки

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Форсайт-центр Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ пригласил своего ведущего научного сотрудника Джонатана Кэлофа рассказать коллегам и аспирантам о последних исследованиях в области эффективных упреждающих систем.

Джонатан Кэлоф в начале своего выступления отметил, что в период глобальной турбулентности общество предъявляет к предсказательным системам более строгие требования в части точности и обоснованности прогнозов. По его мнению, Форсайт и конкурентная разведка* (КР) в полной мере отвечают новым вызовам. Так, в Форсайте прогнозы основываются на анализе джокеров и сканировании слабых сигналов. А в конкурентной разведке применяется экосистемный обзор операционной среды, который позволяет выявлять тренды на ранней стадии.

Ученый убежден, что современные информационные технологии и достижения  в области искусственного интеллекта делают метод конкурентной разведки эффективным инструментом для генерации и отбора инновационных идей. Благодаря цифровым технологиям специалисты по КР в ближайшие три года смогут тратить меньше времени на сбор и систематизацию информации и больше времени на анализ и обмен своими знаниями и идеями. Это важное замечание, поскольку большинство компаний не афишируют свою деятельность в области конкурентной разведки. Подобная закрытость затрудняет специалистам доступ к лучшим практикам и перспективным методам, поэтому внутрисетевое взаимодействие остается ключевым компонентом КР. 

Директор Форсайт-центра НИУ ВШЭ профессор Александр Соколов вручает коллеге и многолетнему члену редакции журнала «Форсайт» Джонатану Кэлофу медаль, посвященную 20-летию ИСИЭЗ.
Директор Форсайт-центра НИУ ВШЭ профессор Александр Соколов вручает коллеге и многолетнему члену редакции журнала «Форсайт» Джонатану Кэлофу медаль, посвященную 20-летию ИСИЭЗ.
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

В конкурентной разведке, по мнению ученого, сформировалась устойчивая тенденция перехода от сбора секретной информации о конкурентах к этичному датамайнингу из открытых источников. Особое значение в конкурентной разведке приобретает анализ малых данных, позволяющий замечать скрытые или неочевидные тенденции и кастомизировать прогнозы.

У Форсайта и конкурентной разведки много общего, признался ученый. В частности, обе технологии используют одни и те же базовые подходы, методы и источники данных. Основные различия лежат в области целей, горизонтов планирования и областей применения.  

Конкурентная разведка строится на экосистемном подходе к прогнозированию, который предполагает, помимо аудита внешней среды компании, клиентскую аналитику, выявление трендов и этичный сбор информации о прямых конкурентах. В то время как корпоративный форсайт фокусируется на «конструировании» будущего за счет своевременного выявления приоритетов и условий, необходимых для его реализации. 

Большинство прогнозов в конкурентной разведке делаются на период до одного года, лишь треть охватывают пятилетний период. В Форсайте наиболее распространённым сроком предвидения считается три, пять и десять лет.

Вектор исследовательского интереса в конкурентной разведке направлен «изнутри наружу» и отвечает на вопрос, поддержит ли среда предлагаемую стратегию. А фокус форсайт-исследований обращен «снаружи вовнутрь» и нацелен на поиск потенциальных сред.

Значительную часть информации оба метода получают от сторонних экспертов или из вторичных внешних источников. В ходе исследования поступившие данные синтезируются со знаниями внутренних специалистов.

Однако между Форсайтом и КР есть существенные различия в характере и значимости источников информации. Для специалистов по конкурентной разведке ключевыми источниками данных являются конкуренты, потребители, государственные институты и поставщики, а консалтинговые исследования и научно-исследовательские работы имеют второстепенный характер. Форсайт включает в периметр своих поставщиков данных все информационные ресурсы от медиа до социологических измерений и глубинных интервью.

В заключении лекции Дж.Кэлоф сделал вывод, что оба метода являются значимыми компонентами в корпоративных бизнес-процессах и в равной степени востребованы при принятии стратегических решений, поскольку дополняют друг друга.

*Конкурентная разведка (Competitive Intelligence), по определению Дж.Кэлофа, это процесс сбора и распространения практико-ориентированной информации для разработки и реализации стратегических программ. Метод конкурентной разведки своими корнями уходит в маркетинговые исследования и промышленный шпионаж. В последнее время КР изменила подход к формату сбора информации в первую очередь за счет отказа от всех форм недобросовестной конкуренции. Помимо принципа этичного сбора и использования информации по всей цепочке поставок данных,  конкурентная разведка использует специальные техники снижения информационного шума и анализ малых данных.