• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Будущее мировой науки

Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Статья
Developing foresight that impacts senior management decisions

Jonathan Calof, Colton B.

Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.

Книга
Ведущие мировые интеллектуалы о будущем

М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.

Образовательные траектории за 20 лет

Образовательные траектории за 20 лет

freepik.com

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал потоки обучающихся по основным уровням образования — начиная с дошкольного и заканчивая подготовкой кадров высшей квалификации, и оценил изменения в образовательных траекториях и стратегиях за период с 2001 по 2021 гг. Результаты опубликованы в серии информационных бюллетеней по проекту «Мониторинг экономики образования» (МЭО).

МЭО — крупномасштабный проект Высшей школы экономики, реализуемый с 2002 года, — представляет собой единственную в России систему ежегодных социологических и статистических исследований, охватывающую все уровни образования. В проекте принимают участие эксперты нескольких подразделений ВШЭ. Координирует его реализацию Центр статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Главные выводы:

Картина движения обучающихся была весьма стабильной во второй половине 2010-х гг. Большинство выпускников 9-х классов продолжали обучение в средней школе, чуть более 40% поступали на обучение по программам среднего профессионального образования (СПО). Около 70% выпускников 11-х классов выбирали высшее образование, каждый пятый продолжал обучение в колледже, каждый десятый выходил из системы образования.

Пандемия Covid-19 скорректировала образовательные стратегии. В 2020 г. доля выпускников 11-х классов, поступивших в вузы, упала до 64%, и выросла доля выпускников 9-х классов, покинувших систему образования (вероятно, временно), с 5,2% до 6,6%. Уже в 2021 г. доля выпускников средней школы, продолживших обучение в вузах, восстановилась до 68%; а среди выпускников 9-х классов систему образования покинули 5,4%. Хотя в последние годы популярность высшего образования несколько снизилась, оно по-прежнему в приоритете.

С популярной в течение 20 лет траекторией «основная школа — средняя школа — вуз» в последние годы конкурирует траектория «основная школа — программы СПО — вуз». Спрос на среднее профессиональное образование растет главным образом за счет программ подготовки специалистов среднего звена (на этом фоне серьезный спад популярности переживают программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих). Для выпускников основной школы переход в среднюю представляется целесообразным, если ведет к поступлению на очное, преимущественно бесплатное, обучение в вузе (стратегию «СПО как трамплин в вуз» выбирают 13% выпускников 9-х классов). Среди выпускников средней школы становится более распространенным «отложенное» поступление в вуз на платное очное обучение.

Направления движения обучающихся в 2021 г.

(в полной версии материала такие карты представлены за период с 2001 г.)

Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Полная печатная версия материала

См. также:

«Как менялась сфера образования, чтобы готовить специалистов будущего»
Колонка сотрудников Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ для издания «РБК Тренды», в которой авторы исследования прокомментировали некоторые актуальные изменения в образовании. Часть изменений отражают долгие тренды, другие только зарождаются, в том числе под воздействием внешних шоков.