• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Developing foresight that impacts senior management decisions

Jonathan Calof, Colton B.

Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.

Книга
Ведущие мировые интеллектуалы о будущем

М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.

Книга
Форсайт: методы и практики

Гохберг Л. М., Веселитская Н. Н., Вишневский К. О. и др.

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.

Книга
Prospectiva para Ciencia, Tecnologia e Inovacao

Miles I., Saritas O., Sokolov A.

Rio de Janeiro: EDITORA FIOCRUZ, 2021.

Как менялась сфера образования, чтобы готовить специалистов будущего

Сотрудники Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в колонке для издания «РБК Тренды» проанализировали актуальные изменения в образовании. Часть изменений отражают долгие тренды, другие только зарождаются, в том числе под воздействием внешних шоков.

 С разрешения издания перепечатываем часть материала.

 Образовательные траектории

Исследование образовательного выбора позволило выявить основные образовательные траектории и стратегии населения.

К концу 2010-х годов:

  • большинство выпускников 9-х классов продолжали обучение в средней школе;
  • чуть более 40% поступали на обучение по программам среднего профессионального образования (СПО);
  • около 70% выпускников 11-х классов выбирали высшее образование;
  • каждый пятый продолжал обучение в колледже;
  • каждый десятый выходил из системы образования.

 Однако «пандемийный» 2020 год внес свои коррективы в эту картину:

  •  доля выпускников 11-х классов, поступивших в вузы, упала с 70% в 2019 году до 64% в 2020 году;
  • «высвободившиеся» 6% распределились поровну на два потока: одни шли на программы подготовки специалистов среднего звена, другие решали не продолжать обучение в системе образования в этом году.

 В 2021 году началось восстановление этих показателей:

  • доля выпускников 9-х классов, покинувших систему образования, оказалась меньше, чем годом ранее (5,4% против 6,6%);
  • до 68% подросла доля выпускников средней школы, продолживших обучение в вузах.

Профессиональный выбор сегодня делают уже на этапе выпуска из 9 класса, причем привычная траектория «основная школа — средняя школа — вуз» в последнее время конкурирует с траекторией «основная школа — программы СПО». Путь «из основной школы в среднюю» представляется целесообразным, если ведет к поступлению на очное, преимущественно бесплатное обучение в вузе. На платное очное обучение выпускники 11 классов стали чаще поступать не сразу, а спустя некоторое время после выпуска.

В целом высшее образование по-прежнему в приоритете, особенно для выпускников средней школы. Однако его популярность становится несколько ниже по сравнению с 2009-2014 годами, когда в вуз поступали 76-78% выпускников 11-х классов.

Некоторые изменения образовательных стратегий связаны с процессами, происходившими непосредственно в высшем образовании. Например, итогом мероприятий по повышению качества высшего образования, реализованных в 2010-х годах, стало сокращение возможностей поступления для наименее способных и мотивированных абитуриентов.

При этом заметен рост спроса молодежи на среднее профессиональное образование. Это происходит за счет подготовки специалистов среднего звена, тогда как рабочие профессии на протяжении последних двух десятилетий переживают серьезный спад популярности. Хотя традиционно спрос на СПО предъявляют, главным образом, девятиклассники, снова намечается тенденция к росту интереса к нему и со стороны выпускников 11-х классов.

Для выпускников 9-х классов, выбирающих СПО, характерны две основные стратегии: «СПО как самоцель» и «СПО как трамплин в вуз» (ее придерживаются 13% выпускников основной школы).

Цифровизация образования

Цифровизация сферы образования — одно из условий, обеспечивающих обновление образовательных стратегий. Она рассматривается как основа для реализации стратегических задач повышения доступности образования, актуализации содержания и повышения качества образовательного процесса.

Кроме того, роль цифровизации системы образования значительно возросла в 2020 году, когда вынужденное введение ограничительных мер стало причиной массового перехода образовательных организаций всех уровней на дистанционную работу.

Сквозные тенденции по уровням образования, влияющие на развитие цифровой образовательной среды, — нехватка современных цифровых устройств и не соответствующий потребностям образовательных организаций уровень обеспеченности ПО. Цифровые компетенции педагогов с учетом их самооценок требуют актуализации.

Руководство вузов признает необходимость совершенствования углубленных компьютерных навыков (включая работу со специализированным ПО) у значительной части преподавателей. Только в 50% вузов их умения были оценены на «хорошо». В ведущих вузах оказалась такая же доля, но преподавателям в этих вузах требуется осваивать более современное оборудование. У 40% преподавателей обучение использованию профессиональных компьютерных программам оказалось среди приоритетных потребностей в плане профессионального развития.

Потенциал наращивания цифровых навыков студентов

  • Студенты вузов опережают по уровню цифровой грамотности своих сверстников, обучающихся на программах СПО, а также старшеклассников;
  •  85% студентов вузов обладают навыками работы с ПО, цифровыми навыками работы с информацией и цифровыми коммуникационными навыками;
  • навыки цифровой безопасности распространены несколько меньше: только 70% студентов используют антивирусное ПО;
  • только половина студентов имеет как минимум базовый уровень навыков установки и настройки цифровых устройств, операционной системы или ПО.

Уровень цифровых компетенций учащихся вузов зависит от направления подготовки: лидируют математические и технические направления, а гуманитарные, общественные направления и медицинские сильно отстают.

Перспективы цифровизации

Свыше 50% вузов планируют продолжить перевод лекционных занятий или в целом учебных курсов собственных преподавателей в онлайн-режим (в том числе в формат онлайн-конференций). Преимущественно делается акцент на смешанных форматах обучения с использованием онлайн-курсов.

По мнению преподавателей, перевод на новые форматы обучения целесообразен только в том случае, если предлагаемые онлайн-курсы имеют высокую репутацию, представлены авторитетными экспертами в соответствующих областях, например, созданные ведущими профессорами международного уровня.

Профессии будущего

В 2000-е годы обновление технологий в мире и в России значительно ускорилось. Этот фактор, наряду с обновлением бизнес-процессов, изменил требования работодателей. Теперь они ожидают от работников владения новыми навыками, причем главный акцент делается на применении цифровых и инженерных навыков.

Новые требования стали вызовом для системы образования, поскольку она в силу своей жесткости откликается на технологические инновации гораздо медленнее, чем рынок труда. На рынке всегда наблюдается дефицит специалистов актуальных профессий, и чтобы устранить разрыв между спросом и предложением необходимо двигаться одновременно по двум путям:

  1. нужно трансформировать базовое образование с учетом формирования новых востребованных компетенций и профессий;
  2. развивать дополнительное образование как «скоростной путь» овладения отдельными цифровыми и технологическими навыками.

Тем, кто только выбирает профессию, необходимо дать инструменты, которые помогут сориентироваться в выборе профессии и специальности по основной образовательной программе, определить привлекательную и перспективную область знаний, приобрести самые востребованные компетенции: цифровые, командные, управленческие, которые дадут им возможность адаптироваться к запросам рынка. А тем, кто уже получил специальность, необходимо быстро переучиваться и получать недостающие навыки. <...>

Авторы: Наталья Бондаренко, Татьяна Варламова, Елена Шкалева, Наталья Шматко, Николай Шугаль

Источник: «РБК Тренды»