• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Будущее мировой науки

Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Статья
Developing foresight that impacts senior management decisions

Jonathan Calof, Colton B.

Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.

Книга
Ведущие мировые интеллектуалы о будущем

М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.

Сеть кафедр ЮНЕСКО отметила 30-летие

В июне в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялась международная конференция «30-летие программы ЮНЕСКО/УНИТВИН: вклад в развитие образования, науки и культуры». С докладом «Исследования будущего: научная и образовательная деятельность в рамках программы UNITWIN» выступил руководитель кафедры ЮНЕСКО по исследованиям будущего ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Соколов.

Открыл конференцию ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, советник министра иностранных дел Российской Федерации Григорий Орджоникидзе. В своем приветственном слове он отметил, что программа УНИТВИН/UNITWIN (University Twinning and Networking) —  "одна из лучших образовательных инициатив ЮНЕСКО, направленная на развитие межвузовского сотрудничества, привлечение специалистов высокого класса для реализации приоритета ЮНЕСКО в таких областях, как образование, наука, культура, коммуникации".

Совместное фото участников конференции
Совместное фото участников конференции
Управление по связям с общественностью СПбПУ

Конференция состояла из трех секций. Организаторы постарались охватить различные аспекты стратегии развития мировой экономики и возникающие при этом глобальные вызовы.

В рамках первой секции — «Качество жизни: устойчивое развитие в условиях новой реальности» — были представлены научные школы различных вузов и институтов Российской академии наук. Прозвучало 26 докладов, в том числе о том, как реализуются технологии искусственного интеллекта в образовательном процессе, что делается для адаптации детей мигрантов в целях устойчивого развития полиэтничного общества, как влияют технологии цифровизации на устойчивое развитие жизни и какие существуют направления цифровой трансформации рынка услуг старшему поколению, как подготовить лидеров технологических изменений в интересах устойчивого развития сообществ.

Вторая секция была посвящена теме «Цифровая трансформация. Цифровизация объектов культурного наследия». Было представлено 15 докладов: о ключевых тенденциях информационно-цифровой сферы человеко-ориентированной экономики; о роли кафедр ЮНЕСКО в разработке основ правового регулирования авторства; устойчивом развитии интеллектуальных экосистем на основе цифровой трансформации; также были представлены онлайн-проекты в сфере сохранения культурного наследия и способы популяризации всемирного культурного наследия.

Александр Соколов выступил во второй сессии. Его доклад осветил основные направления деятельности возглавляемой им кафедры по исследованиям будущего, среди которых стоит выделить развитие навыков для выявления и изучения тенденций развития экономики и общества и повышение уровня грамотности в области исследований будущего.

Профессор рассказал о проводимых кафедрой исследованиях:

  • Разработка сценариев развития российской экономики и социальной сферы в условиях геополитической турбулентности.
  • Форсайт драг-дизайна (совместно с Сеченовским университетом).
  • Тренды развития рынков водородной экономики (совместно с Университетом Принца Мохаммада бин Фахда, Саудовская Аравия).
  • Будущее науки: направления трансформации под влиянием мегатрендов.
  • Исследование моделей и методов принятия решений в условиях глубокой неопределенности.

Два последних исследования осуществляются в рамках реализации Стретегического проекта 2030.

В третьей секции — «Традиции и инновации в науку и образование. Деятельность кафедры ЮНЕСКО в интересах устойчивого развития» — прозвучало более 30 докладов, в т. ч. о том, как будут работать кафедры ЮНЕСКО в новых геополитических условиях, их задачах и перспективах, возможно ли дистанционное инженерное образование, об ассоциированных школах ЮНЕСКО (опыт взаимодействия и перспективы сотрудничества с университетскими кафедрами ЮНЕСКО), и др.

Координатор программы УНИТВИН / ЮНЕСКО Инга Нишанян выступила по видеосвязи из штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже. Эксперт напомнила историю создания программы — "международное сотруднического и научный диалог лежат в основе программы, созданной в 1992 году, и являются стратегическими целями каждой кафедры ЮНЕСКО", а также рассказала о новых возможностях ее развития — "тематика программы тесно связана с задачами ЮНЕСКО, поскольку качество жизни, устойчивое развитие в условиях новой реальности, цифровая трансформация культурного наследия, инновации в научной и образовательной деятельности имеют важнейшее значение для достижения целей устойчивого развития".

Программа UNITWIN/UNESCO

Программа УНИТВИН / ЮНЕСКО представляет собой сеть межвузовского сотрудничества. По состоянию на начало 2022 года в сеть УНИТВИН входит более 900 кафедр в учебных заведениях из 117 стран мира. Сеть российских кафедр сегодня составляет вторую по величине после Испании национальную сеть кафедр, а доминирующим сектором сети является образование.

Новость подготовлена на основе материала Управления по связям с общественностью СПбПУ, текст Инны Платовой