Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
Открыл конференцию ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, советник министра иностранных дел Российской Федерации Григорий Орджоникидзе. В своем приветственном слове он отметил, что программа УНИТВИН/UNITWIN (University Twinning and Networking) — "одна из лучших образовательных инициатив ЮНЕСКО, направленная на развитие межвузовского сотрудничества, привлечение специалистов высокого класса для реализации приоритета ЮНЕСКО в таких областях, как образование, наука, культура, коммуникации".
Конференция состояла из трех секций. Организаторы постарались охватить различные аспекты стратегии развития мировой экономики и возникающие при этом глобальные вызовы.
В рамках первой секции — «Качество жизни: устойчивое развитие в условиях новой реальности» — были представлены научные школы различных вузов и институтов Российской академии наук. Прозвучало 26 докладов, в том числе о том, как реализуются технологии искусственного интеллекта в образовательном процессе, что делается для адаптации детей мигрантов в целях устойчивого развития полиэтничного общества, как влияют технологии цифровизации на устойчивое развитие жизни и какие существуют направления цифровой трансформации рынка услуг старшему поколению, как подготовить лидеров технологических изменений в интересах устойчивого развития сообществ.
Вторая секция была посвящена теме «Цифровая трансформация. Цифровизация объектов культурного наследия». Было представлено 15 докладов: о ключевых тенденциях информационно-цифровой сферы человеко-ориентированной экономики; о роли кафедр ЮНЕСКО в разработке основ правового регулирования авторства; устойчивом развитии интеллектуальных экосистем на основе цифровой трансформации; также были представлены онлайн-проекты в сфере сохранения культурного наследия и способы популяризации всемирного культурного наследия.
Александр Соколов выступил во второй сессии. Его доклад осветил основные направления деятельности возглавляемой им кафедры по исследованиям будущего, среди которых стоит выделить развитие навыков для выявления и изучения тенденций развития экономики и общества и повышение уровня грамотности в области исследований будущего.
Профессор рассказал о проводимых кафедрой исследованиях:
Два последних исследования осуществляются в рамках реализации Стретегического проекта 2030.
В третьей секции — «Традиции и инновации в науку и образование. Деятельность кафедры ЮНЕСКО в интересах устойчивого развития» — прозвучало более 30 докладов, в т. ч. о том, как будут работать кафедры ЮНЕСКО в новых геополитических условиях, их задачах и перспективах, возможно ли дистанционное инженерное образование, об ассоциированных школах ЮНЕСКО (опыт взаимодействия и перспективы сотрудничества с университетскими кафедрами ЮНЕСКО), и др.
Координатор программы УНИТВИН / ЮНЕСКО Инга Нишанян выступила по видеосвязи из штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже. Эксперт напомнила историю создания программы — "международное сотруднического и научный диалог лежат в основе программы, созданной в 1992 году, и являются стратегическими целями каждой кафедры ЮНЕСКО", а также рассказала о новых возможностях ее развития — "тематика программы тесно связана с задачами ЮНЕСКО, поскольку качество жизни, устойчивое развитие в условиях новой реальности, цифровая трансформация культурного наследия, инновации в научной и образовательной деятельности имеют важнейшее значение для достижения целей устойчивого развития".
Программа УНИТВИН / ЮНЕСКО представляет собой сеть межвузовского сотрудничества. По состоянию на начало 2022 года в сеть УНИТВИН входит более 900 кафедр в учебных заведениях из 117 стран мира. Сеть российских кафедр сегодня составляет вторую по величине после Испании национальную сеть кафедр, а доминирующим сектором сети является образование.
В 2022 году программа УНИТВИН / ЮНЕСКО отметила 30-летний юбилей. Созданная три десятилетия назад сеть кафедр ЮНЕСКО направлена на объединение усилий учреждений высшего образования и научно-исследовательского сообщества с ЮНЕСКО в целях содействия достижению целей устойчивого развития (ЦУР). Программа также охватывает подготовку кадров, научные исследования, обмен студентами и преподавателями, обеспечивает платформу для обмена знаниями во всех областях в рамках мандата Организации. Кафедры созданы по всем направлениям деятельности Организации, однако тематически доминирует Сектор образования и естественных наук.
Новость подготовлена на основе материала Управления по связям с общественностью СПбПУ, текст Инны Платовой