Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
Директор Форсайт-центра НИУ ВШЭ Александр Соколов в своем докладе «Мегатренды и большие вызовы в форсайт-исследованиях» указал на ряд преимуществ Форсайта при мониторинге рисков, трендов и вызовов социально-экономического развития.
В первую очередь, анализ трендов и выявление вызовов являются ключевыми элементами некоторых этапов проведения форсайт-исследований от сбора информации и разработки до интеграции результатов.
Во-вторых, идентификация трендов и вызовов является составной частью большинства методов Форсайта: Дельфи, сценарного планирования, технологических дорожных карт, моделирования и экспертных опросов.
В-третьих, мониторинг трендов и вызовов – это один из важнейших инструментов методологии Форсайта науки, технологий и инноваций.
Кроме того, как отметил ученый, в последние годы сложилась устойчивая практика использования в выводах форсайт-исследований результатов анализа больших данных. Для подобной аналитики в Форсайт-центре применяется разработанная специалистами ИСИЭЗ НИУ ВШЭ система интеллектуального анализа данных iFORA. Синергия количественных и качественных методов заметно повышает предсказательную точность Форсайта. Агрегированные данные из более 500 млн документов, в том числе научных и медиа публикаций, материалов научных конференций, патентных баз, рекрутинговых платформ, социальных сетей и образовательных программ после интеллектуальной обработки Айфорой становятся солидной доказательной базой технологического Форсайта.
И наконец, фокус форсайт-исследований обращен не только на поиск больших вызовов, но и на выявление слабо предсказуемых событий-джокеров. В Высшей школе экономики ведется работа по заполнению базы трендов, в которой анализируются как мегатренды (масштабные сдвиги, которые оказывают глубокое и длительное воздействие на все сферы человеческой деятельности), так и слабые сигналы и джокеры.
Все это позволяет рассматривать Форсайт как метод прогнозирования, соответствующий задачам оперативного выявления вызовов социально-экономического развития.
Во второй части сессии заместитель директора Центра стратегического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Сергей Ревякин подробнее рассказал о технологии интеллектуального анализа больших текстово-документных данных iFORA, которая с успехом применяется учеными института в проектах по оценке рынков и рисков, бенчмаркингу, прогнозированию спроса на компетенции и анализу трендов.
Аналитические сервисы iFora могут стать определяющим фактором при формировании и принятии стратегических решений в сфере развития науки, технологий и инноваций. Конечным продуктом ее применения, как правило, становятся разные формы аналитических материалов - аналитические записки, дорожные карты, рейтинги, мониторинги, стратегии, прогнозы, дэшборды, отчеты и др.
*Целью инициативы Приоритет 2030 является создание широкой коалиции образовательных учреждений для формирования «нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу». Предполагается, что университеты, ставшие участниками программы, смогут выработать и внедрить в систему высшего образования лучшие практики научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности.