Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
Англоязычная магистерская программа ИСИЭЗ НИУ ВШЭ «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» до 26 июля принимает заявки. Что наиболее важным считают в своем опыте обучения на ней, рассказали службе новостей ВШЭ бывшие и нынешние учащиеся программы, а ее научный руководитель проф. Дирк Майснер сообщил, чего ожидать в новом учебном году.
Мы извлекли уроки из опыта прошлых лет и сделали все элективные курсы в дистанционном режиме. Это позволит студентам организовать свое обучение так, как им хочется. Базовые курсы все-таки останутся в офлайне, чтобы не терять преимущества личного общения между студентами и учителями. Члены профессорско-преподавательского состава остаются прежними. Мы на программе глубоко ценим лояльность всех преподавателей, включая иностранных коллег.
В 2022/23 году программа расширилась и теперь включает курсы по корпоративной этике и устойчивому развитию — эти направления приобретают важное значение для корпоративного менеджмента и научно-исследовательских институтов. Усилившийся фокус на инновациях для устойчивого развития предусматривает построение долгосрочных бизнес-моделей, учитывающих экологическую ответственность для блага компаний, клиентов и общества.
Наша программа считается «плавильным котлом», куда попадают студенты из разных стран с разным бэкграундом. Мы максимально поощряем студентов делиться своим мнением и опытом во время дискуссий. И особенно поддерживаем инициативы тех, кто предлагает свою тему для дискуссий, курсовых работ, стажировок и диссертаций, или при составлении плана обучения, включая туда, помимо прочего, семестры по обмену. Инициативы студентов всегда приветствуются, и мы поддерживаем их всем, чем можем.
Я выбрал магистерскую программу ИСИЭЗ по нескольким причинам.
Во-первых, после завершения бакалавриата я хотел развиваться в области цифровой экономики. Помимо этого, у меня был опыт участия в исследовательских проектах Лаборатории исследований науки и технологий ИСИЭЗ по вопросам развития цифровых технологий в России и в мире. Я понимал, что взаимодействие с сотрудниками Института в рамках учебных курсов позволит мне расширить набор необходимых навыков и знаний для дальнейшего профессионального развития.
Во-вторых, в процессе обучения была возможность реализовать множество практических проектов, связанных с моими профессиональными интересами, включая курсовую и магистерскую работы. Значительную часть данных проектов я включил в свое портфолио во время поиска работы. Важной составляющей стала возможность развить «мягкие» навыки и повысить уровень владения английским языком во время обучения по обмену с Сеульским национальным университетом и групповых проектов с иностранными студентами. Программа познакомила меня с большим количеством исследований в области управления инновациями, в которых сформулированы ключевые идеи и теории. Это помогло не только структурировать знания, но и комплексно взглянуть на данную область исследований.
Магистратура оправдала мои ожидания. Программа представляет комплекс знаний в области управления инновациями и навыков проведения исследований научно-технологического развития. Для меня важным преимуществом программы стало большое число практических проектов и кейс-исследований, так как студенты могут предложить собственную тему для этих проектов. Так, студенты получают возможность применить полученные от профессоров знания к собственным проектам.
Мой основной интерес — разработка цифровых продуктов для креативных индустрий, и полученные знания и навыки открыли новые возможности для дальнейшего развития. В процессе написания дипломной работы (она была посвящена анализу пользователей музыкальных стриминговых сервисов) я познакомился с большим количеством исследований пользователей цифровых продуктов, что помогло мне на собеседовании. Практические навыки исследований технологических рынков и их участников позволили хорошо выполнить тестовое задание. Таким образом я получил работу на позиции User & Market Researcher в компании, которая занимается разработкой мобильных приложений для редактирования фотографий.
Будущим студентам порекомендовал бы выбрать одну интересующую область и попытаться связать с ней все свои активности (курсы, домашние задания, курсовую и дипломную работы) и так расширить свое портфолио кейсами для будущего поиска работы. Фокус — самое важное, что необходимо для получения максимума от программы.
На момент выбора обучения в магистратуре эта программа была единственной в сфере управления STI в России. Как бакалавру зарубежного регионоведения, мне хотелось иметь возможность учиться в интернациональном коллективе и поучиться в Европе, поэтому выбор пал на ВШЭ. К тому же мне понравилась система отбора на эту программу: по мотивационным письмам. Мне кажется, таким образом набираются действительно заинтересованные в программе студенты, а хотелось быть в активном студенческом коллективе. Многие из моих одногруппников на момент обучения работали, так что вечерний формат оказался оптимальным. Ну и, конечно, обучение на английском даёт классный опыт тренировки письменного и устного языка.
Оказалось, что мои ожидания были изначально заниженными, и получила я больше, чем планировала. Самое главное, что дала мне эта программа, это мои новые друзья и новый взгляд на мир. Программа действительно формирует специфическое восприятие окружающего мира через призму научных теорий STI, после чего знакомые вам вещи приобретают новый смысл. Я думаю, сейчас это помогает мне в рабочем процессе, когда необходимо найти оригинальное решение проблемы. И ещё вы учитесь думать системно, что особенно важно, если есть желание работать в смежных отраслях.
Сейчас некоторые говорят, что при трудоустройстве работодатели не смотрят на диплом, но я такого ещё ни разу не встречала. Диплом ВШЭ — это некий показатель качества, который безусловно сильно помогает при трудоустройстве. На данный момент я работаю в сфере развития направления ESG в компании «Норильский никель». Поскольку направление само по себе инновационное, оно и для компании относительно новое, так что у меня есть возможность применить свои знания фактически во внутреннем стартапе большой корпорации. И да, я часто сопоставляю происходящее на работе с теоретической стороной STI.
Я бы посоветовала почаще обращаться к профессорам с вопросами и разговорами, потому что эти знания очень пригодятся в будущем, ну и к тому же у нас были веселые и дружелюбные преподаватели очень высокого уровня, сами активно вовлеченные в научную жизнь, знающие все процессы STI изнутри. Рекомендовала бы по полной пользоваться накопительной системой, это удобно. Мне нравилась такая система, потому что я люблю получать знания порционно, думаю так учиться легче. Еще если есть возможность — поехать учиться за рубеж, это даёт преимущество при устройстве на работу и точно останется воспоминанием на всю жизнь. Ну и, конечно, встречаться с друзьями, а, может, и преподавателями, вне учебного процесса, ведь дружеское общение остаётся на многие годы.
Процесс выбора программы прошел для меня тяжело, было много сомнений и метаний между разными вариантами. Тяжелее всего было выбрать между этой программой и другой программой НИУ ВШЭ «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании». На первый взгляд казалось, что программы очень похожи, однако на деле они фокусируются на абсолютно разных вещах. Детальное изучение учебных курсов и дипломных работ выпускников помогло мне понять эту разницу и сделать в итоге правильный выбор. На мой взгляд, наша программа позволяет гораздо шире охватить все аспекты инновационной деятельности и понять суть инновационных процессов на глобальном уровне, не фокусируясь лишь только на практическом управлении проектами. Именно широким спектром охватываемых областей знания меня и привлекла эта программа. Помимо этого, очень хотелось стать частью интернационального сообщества, состоящего из студентов и преподавателей со всех уголков мира, а также получить огромный опыт общения и учебы на английском языке.
Обучение основано на постоянном взаимодействии как с другим студентами, так и с преподавателями программы. Почти все курсы включают в себя практические проекты, которые нужно выполнить в команде с однокурсниками. Разнородный бэкграунд студентов позволяет каждому внести уникальный вклад в работу и сделать все проекты по-настоящему интересными и запоминающимися. Преподаватели также активно участвуют в проектах, внося свои корректировки и давая советы на протяжении всего курса. Помимо практических проектов, формат обучения запомнился мне интерактивностью. Каждый преподаватель старается максимально разнообразить учебный процесс, предлагая различные дискуссии, мастер-классы и практические кейсы для совместного решения на занятиях. Зачастую преподаватели приглашали гостевых лекторов, среди которых были как ученые с мировым именем, так и представители крупнейших российских и международных компаний. Гости делились своим бесценным опытом и знаниями, давали практические советы и рекомендации, а также были готовы ответить на любые наши вопросы. В целом, мне кажется, что учебный процесс проходил на высочайшем уровне, о чем свидетельствует и международное признание качества образования на программе.
Программа даже превзошла мои ожидания. Помимо широкого спектра практических знаний и навыков, она помогла расширить кругозор и приобрести целостное понимание инновационного процесса. Мне удалось тесно интегрировать учебу с моей профессиональной деятельностью. Тема моей курсовой работы и многих практических проектов непосредственно связана с моей текущей работой, что позволяет использовать результаты учебных исследований в практических целях. Ну и, конечно, полученные знания и компетенции, не только во многом помогают мне в выполнении рабочих задач, но и вносят большой вклад в формирование аналитического мышления в целом, что также положительно сказывается на карьерном продвижении. Учеба на программе дала мне возможность по-новому взглянуть на свою профессиональную деятельность и обзавестись полезными знакомствами. Я нашел на программе новых друзей. Все мои одногруппники очень открытые и дружелюбные люди, которые во многом разделяют мои интересы и убеждения. Мы часто встречаемся во внеучебное время и общаемся в неформальной обстановке. Я уверен, что со многими из них я буду общаться и спустя годы после окончания программы.
Абитуриентам советую быть собой при подготовке мотивационного письма и на собеседовании. У комиссии нет каких-то определенных шаблонов, в первую очередь им хочется увидеть вашу личность и понять, действительно ли вам подойдёт эта программа. Постарайтесь раскрыть свои положительные стороны, показать мотивацию и осознанность выбора программы. Новоиспечённым студентам советую с первого дня проявлять активную позицию, участвовать во всех дискуссиях и практических работах, задавать побольше вопросов преподавателям. Программа предлагает множество возможностей мотивированным студентам, а преподаватели максимально открыты любым инициативам и готовы в любой момент прийти к вам на помощь в случае затруднений.
«Наши выпускники запускают инновационные бизнесы и принимают научно обоснованные решения»: о программе рассказывает руководитель департамента образовательных программ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Анна Пикалова.