• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Developing foresight that impacts senior management decisions

Jonathan Calof, Colton B.

Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.

Книга
Ведущие мировые интеллектуалы о будущем

М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.

Книга
Форсайт: методы и практики

Гохберг Л. М., Веселитская Н. Н., Вишневский К. О. и др.

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.

Книга
Prospectiva para Ciencia, Tecnologia e Inovacao

Miles I., Saritas O., Sokolov A.

Rio de Janeiro: EDITORA FIOCRUZ, 2021.

«Наши выпускники запускают инновационные бизнесы и принимают научно обоснованные решения»

«Наши выпускники запускают инновационные бизнесы и принимают научно обоснованные решения»

© iStock

Развитая сфера науки, технологий и инноваций служит опорой экономического роста и социального прогресса. Масштабные задачи и высокие зарплатные предложения подтверждают востребованность профессионалов, управляющих научно-технологическим и инновационным развитием. Как в Вышке готовят таких специалистов на англоязычной магистерской программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций», рассказывает руководитель департамента образовательных программ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Анна Пикалова.

Немного истории

Программа реализуется с 2014 года Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, ведущим российским и международным центром в области исследований и консультирования по вопросам развития науки, технологий и инноваций.

252 человека
получили дипломы магистра менеджмента за семь лет существования программы

В конце прошлого года магистерская программа ИСИЭЗ стала одной из немногих программ университета, аккредитованных Европейским фондом развития менеджмента (EFMD).

Для кого программа

На программу поступают представители самых разных областей: экономисты, медицинские работники, математики, социологи, преподаватели, IT-специалисты и др.

Более всего ее оценят те, кто видит себя управленцем на той или иной стадии цепочки создания добавленной стоимости — от идеи до конкретных ее воплощений в виде продуктов или услуг — и кому для этой роли важно овладеть современными стандартами, инструментами и навыками менеджмента в двух взаимозависимых сферах — бизнеса и политики. В процессе обучения студенты осваивают четыре вида деятельности: собственно управление и исследования, проектирование и предпринимательство. Полученные знания они смогут применить практически в любых проектах, объединяющих как материальные ресурсы, так и нематериальные (знания, патенты, ноу-хау).

О профессорах и студентах

На программе сложился сильный профессорский состав, который объединяет ведущих исследователей и практиков — представителей органов власти и крупных бизнесменов, в том числе из разных стран (в целом на 40% состоит из иностранных преподавателей). За академическое руководство отвечает профессор Дирк Майснер, который возглавляет Лабораторию экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, а еще курирует выпуск серии монографий “Science, Technology and Innovation Studies”, которую Вышка издает совместно с международным издательством Springer.

Традиционно в каждом наборе примерно треть учащихся —иностранные студенты. В последние годы их доля растет: из 40 выпускников этого года почти половина из Германии, Китая, Мексики, Колумбии, Казахстана; из 36 первокурсников, которые продолжат обучение на программе, 18 студентов приехали к нам из Испании, Турции, Кореи, Сирии, Индонезии. Взаимодействие в многокультурной и многонациональной среде дает ценные навыки для возможной карьеры на международном уровне.

Как и чему научат

Большинство учащихся, как правило, уже работают, поэтому обучение ведется в вечерние часы.

Программа междисциплинарная: в процессе обучения можно выбирать вариативные наборы курсов, ориентируясь на свою сферу интересов и будущую карьеру в госсекторе или компании.

Абитуриенты часто спрашивают, чем отличается магистерская программа от бизнес-школы. В бизнес-школе исследуют заданную проблему. В университете студенты обучаются более комплексному подходу. Они пишут академические работы и выполняют проекты, в которых самостоятельно прорабатывают тему, находят проблему, объясняют ее суть, формулируют исследовательский вопрос и находят научно обоснованные решения. В любом случае студенты узнают как об устройстве корпоративного бизнеса, так и о соответствующей научно-технической и инновационной политике государства, формирующей определенные финансовые и законодательные условия.

Есть обязательные дисциплины, которые задают базовый набор знаний и компетенций для управления в сфере науки, технологий и инноваций. Это следующие курсы: «Методология научных исследований в сфере менеджмента науки, технологий и инноваций», «Экономика инноваций», «Инновационные стратегии», «Управление инновационными проектами», «Научно-техническая и инновационная политика», «Измерение науки, технологий и инноваций», «От цифровых тенденций к разработке стратегии», «Ответственный бизнес и устойчивое развитие», «Теории и концепции форсайта».

К части для самостоятельного выбора студентов относятся следующие курсы: «Стратегические партнерства в НИОКР», «Управление интеллектуальной собственностью», «Развитие креативного и инновационного потенциала», «Индустрия 4.0», «Оценка технологий», «Будущее энергетики», «Корпоративный форсайт» и др.

Кроме теоретической базы, программа дает много практики. Обязательная стажировка проводится с учетом запросов и ожиданий студентов относительно их будущей карьеры. Овладеть навыками исследовательской работы студенты имеют возможность в подразделениях и двух международных лабораториях ИСИЭЗ — Лаборатории исследований науки и технологий и Лаборатории экономики инноваций, где их наставниками будут известные российские и зарубежные ученые, а также и в других научных организациях. К своим исследовательским проектам институт подключает магистрантов в формате оплачиваемой стажировки, активно поддерживает в том или ином виде их участие в международных конференциях, помогает с подготовкой публикаций в ведущих российских и международных журналах. Если студенты выбирают предпринимательский вектор, то практика может проходить и в компаниях.

В течение двух лет учащиеся на ежедневной основе дополнительно повышают свои языковые компетенции, поскольку все обучение ведется на английском языке. На старте учебы безупречного владения языком не требуется — главное, чтобы уровень знания был достаточным для понимания и освоения учебной программы.

Карьерные траектории

Выпускники программы востребованы для трудоустройства как в научных институтах и университетах, так и в крупных компаниях. Они самостоятельно запускают инновационные бизнесы и принимают научно обоснованные решения. Детальную статистику о карьерных траекториях выпускников можно найти на главной странице сайта программы.

Для тех, кто будет принят на работу в НИУ ВШЭ по линии кадрового резерва в качестве сотрудников с высоким потенциалом, возможны стажировки и другие формы карьерного роста.

После окончания магистратуры наиболее мотивированные выпускники могут поступить в одну из аспирантских школ НИУ ВШЭ по смежным специальностям в области социологии, экономики, менеджмента и государственного управления, а также продолжить работу в штате ИСИЭЗ. Например, пять лет назад наша выпускница Валерия Власова выбрала такой трек: с дипломом магистра продолжила работу в научной лаборатории, параллельно поступила в аспирантуру, в прошлом году успешно защитила кандидатскую диссертацию и теперь возглавляет отдел исследований инноваций в одном из центров ИСИЭЗ. 

Немало выпускников разных лет поддерживают связь с альма-матер, в частности, в рамках программы наставничества помогают первокурсникам адаптироваться к учебному процессу, читают гостевые лекции.

Как поступить на программу?

 Собрать пакет документов: заявление о приеме и портфолио, включая мотивационное письмо на английском языке (!).

 Подать эти документы до 26 июля. Это можно сделать тремя способами: загрузить онлайн, лично принести в Приемную комиссию НИУ ВШЭ, отправить по почте.

 Подготовиться к очному интервью, приглашение на которое придет после подтверждения получения документов.

 Пройти интервью (примерно получасовое собеседование) с достойными результатами.

Портфолио оценивается по следующим критериям: мотивация (35 баллов); образование и личные достижения (35 баллов); знание английского языка (20 баллов); наличие публикаций, грантов, участие в исследовательских проектах, выступление с докладами на конференциях (5 баллов); сертификат TOEFL/IELTS (5 баллов).

Советы абитуриентам

 Внимательно изучите требования к поступлению на сайте программы.

 В портфолио представьте все документы, которые наиболее полно отражают ваши способности и достижения: дипломы, сертификаты, публикации.

 В мотивационном письме постарайтесь четко объяснить, почему вы поступаете именно на эту программу.

 Постарайтесь продемонстрировать уверенное владение английским языком.

 На собеседовании избегайте общих фраз о ВШЭ и программе. Убедите комиссию, что выбор этой программы — единственно верный для вас и вашей будущей карьеры.

Подробнее ознакомиться с магистерской программой «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» можно на ее сайте и в социальных сетях (Telegram, VK). Узнать о деятельности ИСИЭЗ можно на информационных ресурсах (сайт или соцсети).