Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Мясницкая 11,
+7 (495) 621-28-73,
issek@hse.ru
Вишневский К. О., Туровец Ю. В., Гохберг Л. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е., Мильшина Ю. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Jonathan Calof, Colton B.
Technological Forecasting and Social Change. 2024. Vol. 198.
Веселитская Н. Н., Шашнов С. А.
Форсайт. 2024. Т. 18. № 1. С. 80-91.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ запускает новую серию трендлеттеров, в которой будет знакомить с глобальными трендами развития технологического и человеческого потенциала и анализировать их эффекты для экономики и различных сфер жизни общества. Первый выпуск посвящен распространению новых бизнес-моделей, движущей силой которых выступают цифровые платформы.
🔹 Цифровизация сближает спрос и предложение. Каждая вторая среди самых дорогих компаний мира (например, Apple, Microsoft, Google, Amazon) опирается на платформенную бизнес-модель, ее также используют около 70% из двух сотен компаний-единорогов. Стремясь максимально быстро удовлетворить потребности клиентов, цифровые платформы развиваются как площадки для поиска потребителей, заказчиков, работодателей, работников. Яркими примерами проявления этого тренда стало распространение крауд-моделей и шеринговой экономики.
🔹 Товар превращается в услугу. Экономика владения активами переходит в экономику, ориентированную на результат, когда потребитель получает не просто нужный продукт, а решение проблемы (product-as-a-service). Сервитизация экономики изменила структуру мирового производства и рынок труда. Так, в 2021 г. в Великобритании в секторе услуг занято 80% работающего населения, в Бразилии — 63%.
🔹 Для потребителя растет символическое значение товаров и услуг по сравнению с их объективными характеристиками. В ведущих странах мира все заметнее распространяется экономика впечатлений, а в более отдаленной перспективе можно ожидать перехода к экономике трансформаций, в рамках которой опыт приобретения продукта предполагает не просто получение новых эмоций, а изменение человека — обогащение знаниями и навыками, самосовершенствование.